Московский Богоявленский кафедральный собор

В.А. Любартович, Е.М. Юхименко

Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода (Отрывки из книги)

Перед самым началом Великой Отечествен­ной войны кафедральный собор Москвы <...> оказался перед угрозой закрытия. Об этом вспоминала его прихожанка Зоя Вениами­новна Пестова, жена профессора Н. Е. Пестова <...>: «Начало войны застало нас в Москве. Нака­нуне, в субботу 21 июня я была у всенощной в Елоховском соборе. Служил отец Николай Колчицкий. Служил и плакал, а после окон­чания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закры­вается и ключи сдаются в исполком. <...> На другой день рано утром я уже была в хра­ме. Народу было немного. Все стояли груст­ные и печальные. После окончания Литур­гии все ждали, что вот сейчас придут пред­ставители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой» *1 .

Фашистская Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших. В тот день в Бого­явленском соборе служил литургию митрополит Сергий. Вернувшись после окончания службы к себе, в митрополичий дом в Бауманском пер., владыка узнал о начале войны. Сразу же уединившись в своем кабинете, он написал и собственноручно отпечатал на пишущей машинке «Посла­ние пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Это по­слание вскоре было размножено и разослано по всем уголкам страны *2 .

«Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие ис­пытания,— писал Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий.— С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. <...> Цер­ковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» *3 .

Вечером 26 июня на молебне о победе рус­ского воинства в Богоявленском соборе мит­рополит Московский и Коломенский Сергий призвал соотечественников на подвиг защиты родной земли, ее исторических святынь, ее не­зависимости от иностранного порабощения. Он произнес тогда знаменательные слова: «Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной, да унесет она с собой всякие тлетворные миазмы: равнодушие ко благу Отечества, двурушничество, служение личной наживе и пр. У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Раз­ве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве соби­рались в наш храм и начало нашего всенародно­го подвига в защиту родной земли освящаем цер­ковным богослужением?» *4

С того дня в соборе начался сбор пожерт­вований на нужды обороны страны. К свеч­ному ящику подходили прихожане и вно­сили свою лепту на дело скорейшей победы над врагом. Примером им послужил сам мит­рополит Сергий, который, призвав верую­щих к патриотической жертве, снял бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди своей, положив основание к сбору средств на дело скорейшей победы *5 .

Особую известность получила среди верующего народа проповедь, произнесенная в Елоховском соборе 10 августа 1941 г. главой Ленин­градской епархии митрополитом Алексием (Симанским), его слова о пат­риотизме и религиозности русского народа: «Как во времена Димитрия Донского и св. Александ­ра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу. <...> Мы будем не­поколебимы в нашей вере в конечную победу над ло­жью и злом, в окончательную победу над врагом» *6 .

С началом налетов на Москву вражеской авиации на колокольне собора был оборудован пост противо­воздушной обороны с размещенными на нем боевы­ми расчетами зенитчиков, защищавших небо столи­цы и район Елохова от бомбежек *7 . В самом храме были приняты меры к затемнению помещения, а ко­локольный звон был перенесен в один из алтарей.

В условиях критического положения под Москвой в октябре 1941 г. и на случай захвата столицы гитле­ровскими войсками по распоряжению Государ­ственного комитета обороны были заминированы и подготовлены к уничтожению здания органов госу­дарственной власти, оборонные предприятия, объ­екты жизнеобеспечения города. Предполагалось, что в случае захвата Москвы немецкое военное ко­мандование и гражданская администрация проведут торжественные богослужения в лучших храмовых зданиях. Поэтому тщательно замаскированному ми­нированию были, в частности, подвергнуты некото­рые помещения Богоявленского Елоховского собора и здание бывшей лютеранской кирхи святых Петра и Павла в Старо­садском пер. Специально подобранные группы нелегалов-боевиков дол­жны были осуществить подрыв храмовых зданий в случае проведения в них подобных богослужений. Но уже в январе 1942 г. эти здания раз­минировали, изъяв взрывчатые вещества и запалы *8 .

7 октября 1941 г. Моссовет предложил Патриаршему Местоблюсти­телю выехать из Москвы в эвакуацию вместе со своими сотрудниками. Внезапно заболевший владыка Сергий 12 октября составил и подписал завещание, а 14 октября, несмотря на плохое самочувствие, был вывезен в Ульяновск, куда прибыл 19 октября. Его сопровождали: митрополит Ки­евский и Галицкий Николай (Ярушевич), протоиерей Николай Колчицкий, протодиакон Георгий Антоненко, иеродиакон Иоанн (Разумов) и дру­гие приглашенные им частные лица. К управлению церковными делами по Москве Блаженнейшим митрополитом Сергием был призван на­ходившийся в должности настоятеля храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище архиепископ Волоколамский Алексий (Палицын), в помощь которому был оставлен в Москве епархиальный секретарь о. Сергий Даев (с 14 мая 1944 г. епископ Можайский Макарий) *9.

22 февраля 1942 г. в Москве был 20-градусный мо­роз, но тысячи москвичей собрались в неотапливае­мом Елоховском соборе на торжественное богослу­жение с молебном о даровании победы русскому во­инству. После литургии, которую совершал митро­полит Киевский и Галицкий Николай в сослужении архиепископов: Куйбышевского Алексия (Палицына), Горьковского Сергия (Гришина), Уфимского Алексия (Сергеева), епископа Калужского Питирима (Свиридова) и соборного духовенства, был отслу­жен молебен. Митрополит Николай огласил теле­грамму, полученную митрополитом Московским и Коломенским Сергием от Блаженнейшего Христо­фора, Папы и Патриарха Александрийского, с по­здравлениями по случаю «блестящих побед русских армий, ведущих к полному разгрому могущества сил ада» *10 .

Митрополит Николай (Ярушевич) в ноябре 1941 г. вернулся в Москву и в своих письмах к митрополиту Сергию сообщал об обстановке в храме и в покину­том Патриаршим Местоблюстителем доме в Бауман­ском пер. В письме от 28 февраля 1942 г. он писал: «Сегодня (суббота) и завтра (2-е воскресенье В[еликого] Поста) все наличные архиереи служат по своим храмам: <...> и я — в Елохове. Завтра в Ело­хове предполагаю совершить и пассию. В прошлое воскресение я, слава Богу, не простудился в Елохове. <...> Холод в храме был, как говорят теперь, «жуткий». Нашей столовой в патриархии явля­ется сейчас комната о. Иоанна, так как стол в столовой а[рхиепископом] Алексием [Палицыным] обращен в его рабочий или письменный стол. <...> В квартире холодно: в канцелярии 5° С, в комнате моей (за перего­родкой) — столько же, а в столовой (т. е. в комнате а[рхиепископа] Алек­сия) — градусов 10. Дрова на исходе, но я уже принял меры к подысканию следующей партии дров» *11 .

31 октября 1942 г. митрополит Киевский и Галицкий Николай сооб­щил в Ульяновск важную новость: «Вчера, будучи приглашенным в Моссовет, я узнал, что согласно нашему ходатайству в Моссовете решено предоставить патриархии и вторую (ра­нее ей принадлежавшую) квартиру в доме № 6, т. е. предоставить нам весь дом целиком. В ближайшее время предполагается освободить для нас - площадь этой второй квартиры. Предстоит, конечно, ремонт, так как та квартира очень запущена» *12 .

В январе 1942 г. Богоявленский собор внес 300000 р. пожерт­вований на оборону отечества, а в феврале того же года — еще 215000 р. на подарки бойцам Красной Армии12. (12 Селиванова Т. А. Соборяне в дни Отечественной войны // Правда о религии в России. М., 1942. С. 175-177.) Всего же за пе­риод с июня 1941 по июль 1944 г. в Фонд обороны от Елоховского собора были перечислены от имени духовенства и верующих 835 900 р. и на подарки бойцам Красной Армии 535 100 р. *13 Кроме того, 70 000 р. было передано в Пат­риархию на издание в 1942 г. книги «Правда о религии в России».

О торжественной, взволнованной молитвенной атмосфере в Богояв­ленском соборе в первую военную зиму повествуют воспоминания его давнего прихожанина профессора Григория Петровича Георгиевского (1866-1948) — старого москвича, книговеда и историка Церкви, сотруд­ника Московской Патриархии. Не покидавший Москву в военное ли­холетье, Г.П. Георгиевский часто посещал службы в своем приходском храме, тесно общался и с богомольцами, и с клириками, и с постоянно служившим в соборе заместителем Блаженнейшего митрополита Сер­гия по управлению Московской епархией митрополитом Николаем (Ярушевичем). «После литургии завтра <...> у меня пьет чай дорогой гость в лице Григория Петровича»,— сообщал 28 февраля владыка Ни­колай в Ульяновск Блаженнейшему Сергию, хорошо знавшему Георги­евского еще по годам совместной с ним учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии *14 .

Г. П. Георгиевский с удовлетворением отмечал подъем религиозного чувства верующих, в годину тяжких бедствий испытывавших насущную необходимость частого посещения храма, особенно в дни Великого пос­та 1942 г.: «Все стремились исповедаться и причаститься. Желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преждеосвященными литургиями по средам и пятницам. В обычные же дни для причас­тия, особенно в некоторые субботы, причастников <...> собиралось так много, что служба начиналась в б часов 30 минут утра и оканчивалась в 4-5 часов дня» *15 .

В те дни за молитвой в соборе Богоявления к Григорию Петровичу приходили отрадные воспоминания о торжественных службах и служи­телях храма недавнего довоенного времени: «Собор во всем своем блеске. Блестят золотом и красками иконостасы и иконы, все кругом утопает в цветах, придающих особую пестроту од­нотонности металла и дерева. Все детали искусно сочетаются во взаим­ном дополнении одна с другой и обнаруживают волшебника-мастера, с необыкновенным старанием и умением создавшего оригинальный ан­самбль для торжественной службы.

Стоя в соборе в эти великие минуты, невольно вспоминаешь о. Нико­лая Колчицкого, соборного настоятеля, создателя и вдохновителя этой со­борной красоты в великие церковные праздники. Все проходило слажен­но, стройно, без единого диссонанса и в возгласах и поведении диакона, и в пении клира, хора и чтецов. Богомольцы, переполнявшие сейчас со­бор,— это все духовные дети о. Николая. Он умел и их привлечь к дея­тельному участию в подготовке праздничных торжеств. Общими усилиями создавалось то великолепие, в каком собор встречает и сегодня Пасху» *16 .

В 1942 г. Русская Православная Церковь праздновала самую раннюю Пасху. В условиях осадного положения Москвы проведение ночной службы с 4 на 5 апреля было немыслимым делом, но, к радости право­славных верующих, в 6 часов утра 4 апреля городское радио сообщило распоряжение коменданта города о свободном передвижении прихожан в свои храмы в Пасхальную ночь. В течение дня 4 апреля тысячи людей устремились в кафедральный собор для освящения куличей, пасох и яиц.

«На улице Баумана около Елоховского собора оживленный людской ро­кот и большой, вытянувшийся и опоясавший громадное церковное строе­ние, хвост,— вспоминал очевидец.— Идут прикладываться к плащанице — она стоит посреди храма последние часы. В правом приделе, в мерцании свечей, в тусклом свете, что проникает через узкие стекла окон, уже при­готовленных к ночному затемнению, происходит церемония освящения куличей, пасох и яиц.

У многих не хватило ни усилий, ни времени, чтобы приготовить все это освященное веками великолепие пасхального дня. Но пасхальный хлеб, благословленный священником, должен быть в доме верующих. И вот стоит женщина с кара­ваем обыкновенного белого хлеба, купленного в магазине. Рядом с ней седовласый старец дер­жит в салфетке, столь же белой, как и его борода, десяток сухарей. Тут освящают торт, давно заго­товленный для этого случая. А вот в углу, в отда­лении от всех, стоит маленькое, робкое семилет­нее существо. В ее тонких ручонках, на обрывке вчерашней газеты — кусок серого пшеничного хлеба с воткнутой в него свечкой. Священник благословляет и этот смиренный пасхальный хлеб, хлеб войны» *17 .

К Пасхальной заутрене в храм пришло 6500 чел. и в основном женщины в возрасте 40 лет и старше: «Помещение собора было набито битком людьми, верующим трудно было руку поднять для моления. Стояли все стиснутые, так тесно. В церкви были муж­чины, много молодежи. Даже военные были и тоже слушали речь протоиерея» *18,— информировал секретный сотрудник группы НКВД по работе в Москве свое руководство. Сонм священнослужителей возглавлял митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). К заутрене прибыли представители дружественной британской армии, которые находились в храме с возжженными свечами, как все богомольцы.

В ту пасхальную ночь в Елоховском соборе был и юный Николай Пес­тов, о чем так вспоминала его сестра Наталия Николаевна: «Коля пошел один к заутрене, я с папой собралась к обедне. Коля вер­нулся домой весь мокрый, потный, с чужой шалью на плечах. Он расска­зал, что храм был настолько переполнен, что толпа качалась, как один че­ловек, то вправо, то влево. По окончании службы, когда стали выходить, то и Колю вынесло на улицу, причем на плечах у него оказалась чья-то шаль» *19 .

В годы войны не прекращалось пополнение штата клириков Елохов­ского собора. 11 февраля 1943 г. митрополит Московский и Коломенский Сергий назначил протодиаконом соборного храма о. Петра Петровича Байкова (1892-1975), служившего с 1920 г. диаконом в ряде московских церквей. Прихожане собора в течение 30 лет видели за богослужениями этого почтенного протодиакона с пышной шапкой совершенно белых волос и с округлой седой бородой. Всем были хорошо знакомы и его спо­койная, словно «задумчивая» походка, и благообразный облик, и ров­ный, бархатный тембр голоса. За Патриаршими службами он был, как правило, вторым служащим диаконом и, кроме ектений, читал Апостол, восхищая молящихся с ним ровностью мягкого звука и четкостью чте­ния. Отец Петр ревностно трудился в соборе до 1974 г., являясь сослужителем трех Святейших Патриархов: Сергия, Алексия и Пимена, мно­жества архиереев и священников, призывая верующих к совместной молитве с амвона Патриаршего собора *20 .

Митрополит Николай (Ярушевич), являясь заместителем и полномоч­ным представителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митро­полита Сергия в Москве, летом 1943 г. начал переговоры с властями о скором возвращении из эвакуации митрополита Сергия *21 . 31 августа 1943 г. православные верующие Москвы с почетом встретили на Казан­ском вокзале истосковавшегося вдали от своей паствы Первосвятителя. Присутствовавший при этой встрече епископ Молотовский Александр (Толстопятов) записал такие впечатления об этом дне: «С нескрываемой радостью Блаженнейший вошел в свои скромные по­кои в Бауманском переулке. Все было ему любо, все по душе: и привыч­ная мебель, и угольник с иконостасом, и портреты святителей на стенах, и живые лица любезных ему москвичей. Все располагало его к спокой­ствию и уюту, к уединенной молитве, к размышлениям и трудам. Иноческие подвиги прочно сложили монашеский быт Первосвятителя Русской Православной Церкви, и его душа не искала и не хотела ничего больше­го, ничего лучшего. <...> Блаженнейший принципиально отрицал богат­ство и роскошь в личном имуществе, всю жизнь уклонялся от личной сла­вы и не без труда уступил, когда перед ним развернулись перспективы ожидающих Русскую Церковь событий в ближайшие дни» *22 .

3 сентября 1943 г. впервые после возвращения из Ульяновска Место­блюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий служил Боже­ственную литургию в Елоховском соборе, и впервые же в тот день в хра­ме пел новый правый хор под управлением замечательного регента Вик­тора Степановича Комарова (1893-1974). До тех пор в богослужениях участвовал хор слепых певцов, перешедший затем в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

В. С. Комаров, считавший своими наставниками и учителями выдающих­ся регентов и духовных композиторов П.Г. Чеснокова, Н.М. Данилина, К.Н. Шведова, начиная с 1912 г. являлся руководителем правых хоров во многих московских храмах. Хоры под его управлением пели за цер­ковными службами, которые возглавлялись Святейшим Патриархом Ти­хоном и архиепископом Иларионом (Троицким) и в которых участво­вали великий архидиакон К. В. Розов, протодиаконы М.К. Холмогоров и В.Д. Прокимнов, достигая особой красоты богослужений в соответ­ствии с требованиями церковного устава.

Виктор Степанович сам написал ряд церковно-музыкальных произве­дений. <...>

Патриарх Сергий, будучи музыкально одаренным, любил и понимал церковное пение, часто сам находил духовную радость в исполнении на фисгармонии переложений духовной музыки и монастырских напевов. Большой наградой для В. С. Комарова были слова Святейшего, обычно избегавшего оценок в превосходных степенях: «Хор у него хороший». Виктор Степанович великолепно чувствовал и исполнял древние ори­гинальные напевы и с успехом интерпретировал сложные многоголос­ные сочинения крупнейших церковных композиторов.<...>

8 сентября 1943 г. в новой резиденции Московской Патриархии (Чис­тый пер., д. 5) состоялся Собор епископов Русской Православной Цер­кви, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси и об­разования при нем Священного Синода. Собор архиереев единодушно избрал Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия Святейшим Патриархом. На 12 сентября в Богоявленском со­боре было назначено церковное торжество интро­низации, т. е. возведения на Патриарший престол вновь избранного Первосвятителя.

В этот знаменательный день Святейший Сергий был встречен у дверей храма всем составом Собора из 19 лиц высшей иерархии Русской Православной Церкви во главе с постоянными членами Священ­ного Синода. Вместе с ними на торжественную встречу вышли виднейшие представители москов­ского духовенства во главе с кафедральными прото­иереем Николаем Колчицким. Святейший владыка Сергий приложился к кресту, поднесенному о. Ни­колаем, и проследовал на кафедру, возведенную по­середине собора.

Затем о. Николай Колчицкий огласил Деяние Со­бора епископов об избрании митрополита Сергия на престол Первосвятителей Московских с возведе­нием в сан Святейшего Патриарха. Эта весть была встречена всеми собравшимися в храме с ликованием и провозглашением троекратного «Аксиос» (греч.— достоин).

Митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) поднес Святейшему белоснежный Патриар­ший куколь с вышитыми золотом херувимами. Этот знак Патриаршего достоинства Патриарх Сергий возложил на себя также под пение «Аксиос». Вслед за этим митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) вручил Святейшему Сергию Патриарший жезл и произнес краткое приветственное слово, по окончании которого соборный про­тодиакон Г. Антоненко провозгласил многолетие «Святейшему Отцу нашему Патриарху Московскому и всея Руси Сергию».

Во время служения Божественной литургии, пред пением «Трисвятой» песни, были провозглашены многолетия Восточным Патриархам и Первосвятителю Московскому Сергию. На великом входе Святейший сам поминал поименно Святейших и Блаженнейших Патриархов: Кон­стантинопольского Вениамина, Александрийского Христофора, Ан-тиохийского Александра, Иерусалимского Тимофея и Сербского Гав­рила *23 .

По окончании литургии Святейший Патриарх произнес слово, в ко­тором он призвал благословение Божие на паству, указывал на ответ­ственность его служения перед Церковью и просил верующих укрепить его силы своими молитвами: «Я обращаюсь с просьбой ко всем собрав­шимся архипастырям и верующему народу усилить молитвы за меня для того, чтобы мо­литвенным предстательством всего народа утвердилось дело церковного управления и чтобы я, опираясь на молитву всей Русской Церкви, твердо вел вверенную мне Богом паству к вечному спасению» *24 .

После произнесения этой речи Его Свя­тейшество преподал свое первосвятительское благословение тысячам богомольцев, которые в тот день заполнили все простран­ство главного храма, трапезной и приделов и ожидали его выхода, стоя на паперти и во­круг здания храма.

В сентябре 1943 г., впервые после 1917 г., в Москву по приглашению Русской Право­славной Церкви прибыла официальная деле­гация инославной Англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским С. Ф. Гарбеттом. 21 сентября, в день праздника Рож­дества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Сергий совершил литургию в ка­федральном соборе с участием митрополи­тов Алексия (Симанского) и Николая (Яру-шевича), архиепископов Сергия (Гришина) и Алексия (Сергеева). К началу богослуже­ния в собор прибыл архиепископ Йоркский С.Ф. Гарбетт со своими спутниками — двумя капелланами Англиканской Церкви. Кафедральный протоиерей Николай Колчицкий провел их в ал­тарь, где они, будучи одетыми в богослужебные одеяния своей Церкви, оставались в левой части алтарного помещения. Здесь же находился посол Великобритании в Москве А. Керр со своими сотрудниками. Пе­ред началом литургии Святейший Патриарх Сергий и архиепископ С.Ф. Гарбетт обменялись приветственными речами *25. 23 сентября все члены делегации вместе с дипломатами из посольства Великобритании и представителями Британской военной миссии в Москве присутство­вали в Богоявленском соборе на торжественном молебне о даровании победы войскам союзников и Красной Армии. Сообщая об этом беспре­цедентном событии председателю Совнаркома СССР И. В. Сталину секретной докладной запиской, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов отметил, что на молебен в храм и около него собралось около 8000 чел. несмотря на проведение его в ра­бочий день *26 . <...>

В канун праздника Святой Пасхи 1944 г. духовенство храмов Москвы с благословения Святейшего Патриарха призвало верующих к особым пожертвованиям на строительство самолетов для Красной Армии. При­хожанами Елоховского собора тогда было собрано и сдано в Фонд обо­роны страны 100 000 р. Пасхальное богослужение в ночь с 15 на 16 ап­реля 1944 г. в кафедральном соборе возглавил Святейший Патриарх Сергий которому сослужил епископ Архангельский Михаил (Постников) *27 .

В тот день во время совершения заутрени и Пасхальной литургии в алтаре присутствовали многочисленные гости — представители дип­ломатических миссий союзных с СССР стран, в том числе из посольства США — 14 чел. из посольства Великобритании — 4 чел., из Австралий­ской миссии — 2 чел. И уже 17 апреля настоятель собора кафедральный протоиерей Николай Колчицкий получил от советника Американского посольства контр-адмирала флота США С.Н. Ольсена благодарствен­ное письмо такого содержания: «Разрешите мне поблагодарить Вас за Вашу чрезвычайную любезность по отношению ко мне и к моим офицерам, за данную нам возможность при­сутствовать в алтаре собора при богослужении в пасхальную ночь. Это богослужение произвело на меня неизгладимое впечатление и останется нам памятным надолго. Прошу Вас передать Его Святейшеству Патриарху Сергию поздравления с праздником Пасхи и пожелать ему здоровья и сил на многие годы» *28 .

Однако великому иерарху, Главе Русской Православной Церкви суж­дено было прожить уже совсем недолго: 15 мая 1944 г. в 6 часов 50 минут волею Божией Святейший Патриарх Сергий скончался *29 . В тот же день Высокопреосвященнейший митрополит Ленинградский и Новгород­ский Алексий (Симанский), вступивший, согласно завещательному рас­поряжению почившего в Боге Святейшего владыки, в права Местоблю­стителя Патриаршего Престола, вместе с митрополитом Киевским и Галицким Иоанном (Соколовым), архиепископом Саратовским и Ста­линградским Григорием (Чуковым) и кафедральным протоиереем Ни­колаем Колчицким прибыли в собор. Здесь в присутствии представителя Совнаркома СССР Г.Г. Карпова ими было определено место погребе­ния Святейшего внутри храма, у его северной стены, в Никольском при­деле *30 .

Были отданы необходимые распоряжения об устройстве моги­лы ко дню погребения, намеченному на 18 мая.

16 мая в 14 часов гроб с телом почившего Первоиерарха был переве­зен, в сопровождении архиереев и священнослужителей во главе с мит­рополитом Алексием, из Патриаршей резиденции в Чистом пер. в Ело­ховский собор. У собора прибытия гроба ожидали тысячи прихожан вме­сте с митрополитом Иоанном, другими иерархами, а также клириками московских церквей. К гробу Первосвятителя потекли нескончаемые вереницы православных москвичей, желавших навеки проститься с не­забвенным Патриархом. У гроба священники не прерывали чтения Еван­гелия, а заупокойные службы следовали одна за другой. В тот же день заключительная заупокойная вечерняя служба была совершена о. Ни­колаем Колчицким при общенародном пении всех молящихся.

На следующий день, 17 мая, после Божественной литургии, совершенной архиепископом Григорием, была отслужена соборная панихида у гроба Святейшего, наполовину закрытого зеленой Патриаршей ман­тией. На гроб, утопавший в живых цветах, был возложен венок из белых живых роз. В ногах покойного на аналое была помещена икона препо­добных Сергия и Германа Валаамских, а рядом — знаки Патриаршего до­стоинства: белоснежный куколь, предносный крест и посох.

В 17 часов началась общемосковская панихида, которую совершил уп­равляющий Московской епархией митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). По ее окончании состоялся парастас, который служили восемь архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митропо­литом Алексием, настоятели и священники всех московских и многих провинциальных церквей. Во время парастаса митрополит Николай про­изнес надгробное слово, взволнованно выслушанное всеми богомоль­цами и неоднократно прерывавшееся их скорбными рыданиями. До глу­бокой ночи в тот день прощались верующие москвичи со своим Перво-святителем; многие остались в соборе на ночь, и в 2 часа утра панихида была отслужена вновь.

В день отпевания, 18 мая, Высокопреосвященнейшим Алексием была совершена поздняя литургия. К его началу в алтаре собрался многочис­ленный сонм духовенства московских храмов, облаченного в белые ризы. На правой солее вместе с Г. Г. Карповым находились дипломаты: члены французской военной миссии во главе с генералом Петти и греческий посол А. Политис с сотрудниками, а также иностранные журналисты.

Отпевание продолжалось более трех часов. В середине церемонии о. Николай Колчицкий произнес речь, в которой прозвучали и такие сло­ва, нашедшие отзвук горячей любви и благоговения к памяти покойного в сердцах прихожан: «Отец, друг и учитель! Только в том мы находим утешение и поддержку, что Твоя могилка в соборе среди нас. Здесь Ты всегда служил, здесь Ты и упокоишься своим телом навеки» *31 . По окон­чании речи весь народ, переполнявший собор, вместе с духовенством исполнил единым сердцем и едиными уста­ми «Со Святыми упокой». Это был волную­щий момент, который навсегда остался в па­мяти участников погребения как яркое про­явление всенародной любви к почившему Святейшему Патриарху Сергию.

В 16 часов, после последнего слезного це­лования — прощания с усопшим при пении всем народом пасхального тропаря «Христос Воскресе», священнослужители подняли на свои рамена гроб и величественным крест­ным ходом понесли его вокруг храма. Фран­цузский генерал Петти и греческий посол А. Политис пожелали лично участвовать в не­сении гроба вместе с иереями *32 .

Впереди несли Патриарший крест, хоругви и запрестольные иконы. Далее, по двое в ряд, шли диаконы, священники, иеромонахи, мит­рофорные протоиереи и архимандриты, а за ними — архиереи. Шествие замыкал Патри­арший Местоблюститель митрополит Алек­сий, вслед за которым несли Патриарший ку­коль и икону преподобных Сергия и Германа Валаамских, а затем уже гроб с телом Патри­арха, осеняемый рипидами. На улицу доно­сился погребальный звон колоколов.

Через западные двери крестный ход вер­нулся в собор. Гроб пронесли к могиле, и по­сле литии и посыпания тела перстью земной архиереи закрыли гроб крышкой. Он был опущен в могилу под пение пасхального канона «Аще и во гроб снисшел еси, бессмертне». По окон­чании печальной церемонии могилу накрыли временной плитой, вок­руг которой затеплились бесчисленные свечи. На другой день с утра мо­гила Святейшего Патриарха Сергия украсилась целой клумбой из жи­вых цветов *33 .

21 мая 1944 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Алексий впервые литургисал в этом звании в Елоховском соборе. А через пол­года, 23 ноября, им был созван в Москве Собор епископов, на котором было постановлено провести Поместный Собор Русской Православной Церкви для избрания Патриарха Московского и всея Руси на вдовствую­щую после смерти Патриарха Сергия кафедру и принятия «Положения об управлении Русской Православной Церкви».

В конце января 1945 г. в Москву стали съезжаться участники и гости По­местного Собора, оказавшегося небывало представительным. В работе Собора приняли участие Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), митрополит Североамериканский и Алеутский Вени­амин (Федченков), 41 архиерей и 126 представителей приходских сове­тов и мирян Русской Православной Церкви. В качестве почетных гос­тей на Соборе присутствовали: Патриарх Александрийский и всей Аф­рики Христофор II, Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III, Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат, представитель Константи­нопольского Патриарха митрополит Фиатирский Германос, представи­тель Иерусалимского Патриарха архиепископ Севастийский Афинагор, представитель Синода Сербской Православной Церкви митрополит Скоплянский Иосиф, представитель Румынской Православной Церкви епископ Арджешский Иосиф и сопровождавшие их митрополиты, епис­копы, другие лица *34.

На своем втором заседании, состоявшемся 2 февраля 1945 г., Помест­ный Собор приступил к избранию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Епископы, начиная с младшего по хиротонии, поочередно от своего имени, а также от имени духовенства и мирян своей епархии называли имя кандидата на Патриаршую кафедру. Поместный Собор единогласно и единодушно избрал Патриархом Московским и всея Руси Патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Торжественные события, связанные с избра­нием Первосвятителя Московского Патриаршего Престола, заверши­лись интронизацией в Елоховском Богоявленском соборе.

«К субботе 3 февраля собор преобразился,— вспоминал спустя 25 лет оче­видец и участник церемонии интронизации преосвященный епископ Во­локоламский Питирим, в том далеком 1945 г. юный иподиакон Констан­тин Нечаев, а позже митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии.— Тогда во всем ещё были видны следы военного времени и недавнего военного положения Москвы. Стены были темны. На окнах еще не сняты местами светомаскировочные полотнища, а стек­ла верхних ярусов перекрещены защитными полосками бумаги. Но теперь собор расцвел. Расцвел самым буквальным образом гирляндами живой зелени и ослепительно белой сиренью. Старая позолота, блеск начищен­ных подсвечников и разноцветные лампадки, пурпур и золото пасхальных облачений в ярком свете прожекторов кинохроники превратили собор в невиданные райские сады» *35 .

Для проведения торжества интронизации Управлением делами Мос­ковской Патриархии при содействии Совета по делам Русской Право­славной Церкви при Совнаркоме СССР были получены от Народного комиссариата торговли сверхдефицитные в военной Москве и строго нормируемые в продаже материалы: 35 м ковровой дорожки для покры­тия пола в соборе, 25 м красной хлопчатобумажной материи для завесы царских врат главного алтаря, 65 м шелка для шитья покрывала на пре­стол, платов для причащения и других нужд. Кроме того, был выделен лимит на 65 кг пшеничной муки для выпечки просфор *36.

3 февраля на всенощной службе в соборном храме Патриарший Мес­тоблюститель не присутствовал, но зато все прибывшие в Москву иерархи Поместных Православных Церквей были удостоены торжественной встречи под пение Патриаршего хора и звон колоколов внутри собора, в которые звонила алтарница мать Евдокия. Всенощное богослужение святителям Московским возглавлял Патриарх Александрийский Хрис­тофор, а помазывал у праздничной иконы Патриарх Антиохийский Александр. Служба совершалась на греческом, церковнославянском и арабском языках.

После отпуста из царских врат вышел Католикос-Патриарх Каллистрат и обратился к народу со словом. «Его маленькая согбенная фигурка в черном куколе и белизна его бороды в громаде полутемного храма, ти­хая, ласковая, простая речь, отеческий тон его просьбы молиться за но­воизбранного Патриарха были каплей целительного елея» — так вспо­минал о впечатлении от прочувственной речи Патриарха Грузии пре­освященный Питирим *37 .

С раннего утра 4 февраля, несмотря на лютый, обжигающий мороз, Богоявленский кафедральный собор был переполнен. Пускали на службу по пригласительным билетам, которых для духовенства и верующих мос­квичей было роздано 2000 шт. Еще около 800 приглашений было разо­слано Советом по делам Русской Православной Церкви, в том числе чле­нам дипломатического корпуса в Москве и иностранным журналистам *38 . Вокруг храма стояли толпы народа, как на Пасху.

Иерархов Поместных Церквей снова встречали торжественно, под пе­ние хора и трезвон колоколов Елоховской церкви (с этого дня был возоб­новлен звон по всей Москве). Архиереи Русской Православной Церкви появились из алтаря и, пройдя к западным дверям, образовали живой коридор от входа в храм до устроенной у главного алтаря кафедры, на которой уже восседали в облачениях на приготовленных для них местах гости — Главы и представители Церквей православного Востока и ев­ропейских стран.

На торжественную встречу Патриаршего Местоблюстителя Алексия, вступившего в свой кафедральный храм в последний раз в белом митро­поличьем клобуке, вышел кафедральный протоиерей Николай Колчицкий, произнесший теплое приветственное слово. Затем, по русскому обычаю, от имени верующих Москвы профессор А.И. Георгиевский и артист Малого театра С.И. Филиппов поднесли Святейшему Патри­арху хлеб-соль.

Новонареченный Патриарх, стоя на кафедре, выслушал грамоту По­местного Собора о своем избрании. Под пение «Аксиос» митрополит Киевский и Галицкий Иоанн поднес Святейшему Алексию знак Пат­риаршего сана — белый куколь с вышитыми на воскрилиях святителями Московскими. Водрузив куколь на свою главу, Патриарх взял в руку под­несенный митрополитом Крутицким Николаем вызолоченный и укра­шенный бриллиантами Патриарший жезл-посох, сделанный по образцу древнего посоха митрополита Петра. Его прислала в дар Святейшему ленинградская паства.

Затем у царских врат Первосвятитель коленопреклоненно произнес первую Патриаршую молитву о своем служении и о спасении паствы. После приветствия от гостей, возгласивших ему вместе с народом и духовенством многолетие, на кафедре произошло об­лачение Его Святейшества по Патриаршему чину, а затем служение литургии. По окончании чтения запричастного стиха настоятель кафедрального со­бора протоиерей Николай Колчицкий огласил пер­вое послание новоизбранного Патриарха к архипас­тырям и верным чадам Русской Церкви.

По завершении литургии был совершен торже­ственный молебен, перед которым Святейший Пат­риарх Алексий приветствовал присутствовавших святителей, пастырей и всю паству в великий день своего вступления на престол Московских Пат­риархов: «И вот ныне промышлением Божиим я призываюсь приобщиться подвигу первосвятителей Москов­ских. <...> Исповедую свою немощь, свое недосто­инство, но вместе с тем свидетельствую и свою веру в действенность благодати Божией, врачующей не­мощное и восполняющей оскудевающее. Испове­дую и надежду свою на помощь молитв и благосло­вений великих первосвятителей Церкви Российской древних и позднейших, коих недостойным преемни­ком судил мне быть Господь» *39 .

После молебна Патриарха Алексия приветствовали представители от автокефальных Церквей, представитель правительства СССР Г. Г. Кар­пов, а также архиепископ Григорий и митрополит Николай *40 .

В заключение описания волнующей церемонии интронизации при­ведем еще одно воспоминание епископа Питирима (Нечаева): «В тот день Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию многолетие возглашалось дважды. С амвона, после того, как он, прочитав молитву коленопреклоненную, дал целование Патриархам, и после мо­лебна. <...> Второе многолетствование произносили по диптиху всем Патриархам, начиная с Константинопольского, все московские прото­диаконы, цвет протодиаконства того времени <...>. Нашему Патриарху возглашал многолетие престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмин Холмогоров. Это был один из замеча­тельнейших русских протодиаконов, редкого музыкального дарования, неповторимой красоты голоса и беспорочной жизни. <...> Казалось, что-то мягкое, звучное, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполнял собой все, звучал в каждой частице пространства. <...> Это был «Михал Кузьмич». Это была его лебединая песнь, послед­ний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы» *41 .

Вся церемония интронизации была за­снята операторами Центральной студии документальных фильмов на кинопленку и вошла как эпизод в фильм-хронику «Помест­ный Собор Русской Православной Церкви 1945 г.» (режиссер — М. Славинская) *42 . <...>

«Чудное было торжество,— вспоминал в одном из своих писем И. С. Ефи­мов.— Прекрасное старое пение, толпа митр, сверкающих алмазами, как изморозь, прекрасные лица и прекрасные восточные лица наших антиохийских и александрийских гостей, которые мы там хорошо нарисо­вали. И удивительное блаженство было, которое никогда себе нельзя позволить — под райскую музыку служения открыто рисовать темы Тинторетто» *43 .

Вечером 6 февраля в Большом зале Московской государственной кон­серватории им. П. И. Чайковского был устроен концерт духовной му­зыки для членов и гостей Поместного Собора. В программе концерта выступил Патриарший хор Богоявленского Елоховского собора под управлением регента В. С. Комарова. Состав хора был усилен пригла­шенными певцами из Русского народного хора им. М. Пятницкого, а со­листкой выступала народная артистка РСФСР Н. Д. Шпиллер. В концерте хором были исполнены «Гимн Советского Союза» и произве­дения церковных композиторов А. Д. Кастальского, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова и Д. С. Бортнянского *44 .

25 февраля 1945 г. Святейшим Патриархом было утверждено «Поло­жение о Богоявленском соборе в Москве», которым было определено:

1. Богоявленский собор в Москве именовать Патриаршим Богоявлен­ским собором.

2. Установить, что настоятель Патриаршего Богоявленского собора за особые заслуги пред Святой Церковью может быть возводим особым указом Патриарха в звание протопресвитера.

3. В Патриаршем Богоявленском соборе устанавливается должность сакеллария (ключаря).

В тот же день настоятель собора протоиерей Николай Колчицкий был возведен в сан протопресвитера *45 .

40-е гг. XX в. ознаменовались и другими важнейшими в истории Церкви событиями, связанными с возвращением древних святынь Православия для поклонения верующему народу. Еще в 1944 г. появились сведения о передаче в Елоховский храм списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери *46.

Знаменитая святыня москвичей — чудотворный список XVII в. с об­раза Божией Матери «Казанская» — с 1636 г. находилась в Казанском соборе на Красной площади, из которого московский Казанский образ в 1918 г. был похищен и доныне его местонахождение неизвестно *47 . По­читаемый список, находящийся в Богоявленском Елоховском храме, происходил, по всей видимости, также из Казанского собора.

Сохранились основанные на устном предании и не подтвержденные документально сведения о том, что чудотворный список Казанской иконы Божией Матери еще до 1930 г. был перенесен из Казанского собора в Бо­гоявленский Дорогомиловский собор, а оттуда в 1930 г. был передан в церковь Богоявления в Елохове *48 . По другой версии, после закрытия Казанского собора 13 мая 1930 г. его община перешла в старинный храм свт. Николая в Хлынове, на Б. Никитской ул. Туда же верующими были перенесены несколько икон, в том числе чудотворный образ *49 . Но вскоре и Николо-Хлыновский храм постигла та же участь, что и Казанский со­бор: постановлением Президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1932 г. он был закрыт, а затем разорен и снесен *50 . Образ Казанской Богомате­ри был отдан в Богоявленский Дорогомиловский кафедральный собор *51 . Но и этот величественный храм был закрыт постановлением Прези­диума Мособлисполкома от 2 июля 1938 г. и через 3 месяца разрушен *52 . Достоверных же сведений о местонахождении этой иконы в конце 30-х — начале 40-х гг. XX в. не обнаружено.

Первое официальное упоминание о нахождении в Елоховском храме чтимого списка Казанской иконы Божией Матери относится к 1944 г., когда было отмечено ее пребывание на «лоне местного образа Богома­тери» в иконостасе главного алтаря. Но затем, ко дню открытия Помест­ного Собора 1945 г., по всей видимости, икона была передана на понов-ление и реставрацию ее серебряного оклада, украшенного камнями, жемчугом и стеклярусом. Храмовая летопись содержит упоминание о праздновании в 1955 г. десятилетия возвращения верующим Казан­ского чудотворного образа. Отмечено также, что первым иностранным богомольцем, обратившимся с молитвой в Патриаршем соборе к Казан­ской иконе Божией Матери, был Румынский Патриарх Никодим, посе­тивший храм 28 октября 1946 г., но отнюдь не Главы автокефальных Пра­вославных Церквей, молившиеся в Елоховской церкви в начале февраля 1945 г. *53 . Следовательно, можно предположить, что помещение святыни после реставрации на ее постоянное место в местном ряду главного ико­ностаса собора, скорее, относится ко второй половине 1945 года…

Публикуется по изданию «Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода», ЦНЦ «Православная энциклопедия», Москва, 2004 г.

Примечания

1. От внешнего к внутреннему: Жизнеописание Н. Е. Пестова / Сост. епископ Сер­гий (Соколов). Новосибирск, 1997. С. 111.

2. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 119.

3. Обращение митрополита Московского и Коломенского, главы Православной Церкви в России Сергия к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Цер­кви» от 22 июня 1941 г. // Правда о религии в России. М., 1942. С. 15-17.

4. Речь митрополита Сергия на молебне о победе русского воинства 26 июня 1941 г. //Тамже. С. 83-86.

5. Этот факт приводил в своем воззвании к верующим епископ Уманский Иосиф в апреле 1944 г. (см.: Отечественные архивы. 1995. № 3. С. 51).

6. Слово митрополита Алексия, произнесенное за Божественной литургией в Бо­гоявленском соборе 10 августа 1941 г. // Правда о религии в России. М., 1942. С. 104.

7. Евлогий (Смирнов), архиеп. Это было чудо Божие. М., 2000. С. 131.

8. Лубянка в дни битвы за Москву. М., 2002. С. 13-14.

9. Указ Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского, от 15 декабря 1941 г. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. 3. Оп. 2. Д. 16. Л. 4); Казем-Бек А. А. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды: Юбил. сб. к 120-ле­тию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия. М., 1998. С. 117.

10. Восточные Патриархи и Московская Патриархия едины в борьбе с фашистскими угнетателями // Правда о религии в России. М., 1942. С. 269.

11. Письмо митрополита Николая (Ярушевича) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 28 февраля 1942 г. / Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 49.

12. Письмо митрополита Николая (Ярушевича) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 31 октября 1942 г. // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 59-60.

13. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 17. Л. 55.

14. Письмо митрополита Николая (Ярушевича) Блаженнейшему митрополиту Сер­гию от 28 февраля 1942 г./ Публ. М. И. Одинцова // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 49.

15. Георгиевский Г. П. Пасха 1942 года, Москва // Правда о религии в России. М., 1942. С. 215.

16. Там же. С. 217-218.

18. Моршанский Н. В этот день // Правда о религии в России. М., 1942. С. 226.

19. Соколова Н. Н. Под кровом Всевышнего. С. 49.

20. Акимов А., прот. Поздравление юбиляру-протодиакону // ЖМП. 1970. № 4. С. 27-28.

21. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 202-203.

22. Александр (Толстопятое), еп. Молотовский. Годовщина знаменательных для Русской Церкви событий (4-8-12 сентября 1943 г.) // ЖМП. 1944. № 9. С. 9-10.

23 Церковное торжество в Москве 12 сентября 1943 г. // ЖМП. 1943. № 1. С. 21.

24. Речь Святейшего Патриарха Сергия в кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы, в день интронизации, 12 сентября 1943 г. // ЖМП. 1943. № 2. С. 8.

25. Пребывание делегации Англиканской Церкви в Москве // Там же. С. 18-23.

26. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину от 30 сентября 1943 г. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1994. № 3. С. 142.

27. Николай (Ярушевич), митр. Пасха 1944 г. в Москве // Там же. 1944. № 5. С. 11.

28. Докладная записка Г. Г. Карпова И. В. Сталину от 19 апреля 1944 г. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1994. № 3. С. 146.

29. Извещение Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 мая 1944 г. //Известия. 1944, № 116, 16 мая. С. 4.

30. Дневники Святейшего Патриарха Алексия (Симанского): В 4 т. Дневниковая запись от 15 мая 1944 г. [Машинопись]. (Архив ЦНЦ «Православная энцикло­педия». Ф. 2. Т. 1. (1943-1950). С. 71-72.

31. Надгробное слово, произнесенное протоиереем Н. Ф. Колчицким во время отпе­вания Патриарха Сергия 18 мая 1944 г. // Патриарх Сергий и его духовное на­следство. М., 1948. С. 175.

32. Письмо Г. Г. Карпова в Совнарком СССР от 19 мая 1944 г. / Публ. М. И. Одинцова // Исторический архив. 1999. № 6. С. 185.

33. Описание церемонии прощания с почившим Святейшим Патриархом Сергием и его погребение выполнено по публикации: Кончина и погребение Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 6. С. 5-9.

34. Цыпин р., прот. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М., 1994. С. 135-136. ,

35. Питирим, еп. Волоколамский. Этот день принадлежит Церкви // ЖМП. 1970. № 2. С. 26.

36. Справка об организационных мероприятиях в Москве, подписанная Г. Г. Карпо­вым 23 декабря 1944 г. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 32. Л. 63). Содействие властей проявилось и в направлении 3 и 4 февраля 1945 г. нарядов милиции для поддер­жания порядка у собора, и в выделении санитарной кареты с врачом для дежур­ства вблизи собора, и в организации киносъемок торжества интронизации. См.: Справка о подготовке Поместного Собора, подписанная Г. Г. Карповым (без даты). (Там же. Л. 83-87).

37. Питирим, еп. Волоколамский. Этот день принадлежит Церкви. С. 27.

38. Справка о подготовке Поместного Собора, подписанная Г. Г. Карповым (без даты). (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 32. Л. 86-88). Подготовка и издание пригласи­тельных билетов были возложены на директрра Государственного издательства художественной литературы (Гослитиздат) П. И. Чагина.

39. Исторические дни: Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия — 4 февраля 1945 г. // ЖМП. 1945. № 2. С. 64.

40. Там же. С. 58-73.

41. Питирим, еп. Волоколамский. Этот день принадлежит Церкви. С. 29.

42. В 2001 г. Издательским Советом Русской Православной Церкви была выпущена видеокопия этого фильма.

43. Ковалик О. Сорок ушедших ликов // Общая газета. 1995. К2 12(88), 23-29 марта.

44. Программа концерта б февраля 1945 г. в Большом зале консерватории (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 32. Л. 89, 113).

45. Положение о Богоявленском соборе в Москве // ЖМП. 1945. № 3. С. 10.

46. Богословский Т. М. Московские святыни: Казанская икона Божией Матери // Там же. 1944. № 10. С. 31-32.

47. Чугреева Н. Н. Державная заступница. Чудотворные иконы Богородицы Казан­ской в Смутное время: Ярославская и Московская // Светильник. М., 2003. № 1 (2). С. 3-36.

48. Акимов А., прот. Московский Богоявленский Патриарший собор: Очерк. 1971. [Машинопись]. (Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. 2. С. 26-30); Бо­гоявленский кафедральный собор / Сост. Т. П. Пальгунова. М., 2001. С. 14.

49. Козлов В. Возрождение святыни: Казанский собор Москвы и XX в. // ЖМП. 1993. №12. С. 4-5.

50. Протокол № 3 заседания Комиссий по делам культов при ЦИК СССР от 26 мая 1932 г. (ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 15. С. 20-32

51. Акимов А., прот. Московский Богоявленский Патриарший собор. С. 37.

52. Крылова Т. О. История Дорогомиловской ямской слободы и церкви Богоявле­ния Господня. М., 1997. С. 44, 141.

53. Несмелое П. Богоявленский Патриарший собор, что в Елохове: Из церковных летописей // ЖМП. 1955. № 2. С. 63-64.

Приложение

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ ГЛАВА ПРАВОСЛАВ­НОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮ­СТИТЕЛЬ БЛАЖЕННЕЙШИЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ, ОБРАТИЛСЯ К ПАСТЫРЯМ И ВЕРУЮЩИМ СО СВОИМ ПОСЛАНИЕМ, РАЗОСЛАННЫМ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ПО ВСЕМ ПРИ­ХОДАМ. В НЕМ ОН БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ВСЕХ ПРАВО­СЛАВНЫХ НА ЗАЩИТУ СВЯЩЕННЫХ ГРАНИЦ НАШЕЙ РОДИНЫ.

ПАСТЫРЯМ И ПАСОМЫМ ХРИСТОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, при­знающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает род­ную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов пра­вославного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его по­жертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу» Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опас­ностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и ве­рой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готов­ностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства.

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчисли­мые тысячи простых православных воинов, безвестные имена кото­рых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловьи Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жерт­вует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, па­стырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживае­мому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая из­мена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертво­вали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.

Господь нам дарует победу.

ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

МОСКВА. 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

В ОКТЯБРЕ 1941 ГОДА, КОГДА НЕМЦЫ ПРЕД­ПРИНЯЛИ НАСТУПЛЕНИЕ НА МОСКВУ, КОГДА ЕЙ УГРОЖАЛА НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, И НАСЕЛЕНИЕ ПЕРЕЖИВАЛО ТРЕВОЖНЫЕ МИНУТЫ, МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ВЫПУСТИЛ ПОСЛАНИЕ К МОСКОВСКОЙ ПАСТВЕ. ЭТО ПОСЛАНИЕ ТАКЖЕ БЫЛО РАСПРОСТРАНЕНО ПО ПРИХОДАМ И ОГЛА­ШЕНО В ХРАМАХ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ, СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛАЕТ МИРА И В ВЕРЕ ПРЕУСПЕЯНИЯ

Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, повидимому, напрягает все свои силы. Огнем и мечом проходит он нашу землю, грабя и разрушая наши села, наши города.

Но не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему прини­мать и огненное крещение для спасения родной земли.

Силен враг, но „велик Бог земли русской", как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить

этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами покров Пре­святой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших. С Божиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина.

Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будем бодро стоять, содействуя обороне отечества на­шего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой православ­ной веры. Да не потерпят наши московские святыни того, что случи­лось со святынями других городов, захваченных немецкими ордами.

В Великом Новгороде, в храме св. Софии, едва не тысячу лет оглашавшемся православным богослужением, на днях служил люте­ранский пастор.

Да не будет подобного здесь, в сердце святой Руси. Ходят слухи, которым не хотелось бы верить, будто есть и среди наших православных пастырей лица, готовые идти в услужение ко врагам нашей родины и Церкви, — вместо святого креста, осеняться языче­ской свастикой. Не хочется этому верить, но если бы вопреки всему нашлись такие пастыри, я им напомню, что Святой нашей Церкви, кроме слова увещания, вручен Господом и духовный меч, карающий нарушителей присяги.

Во имя этой от Бога данной мне власти я, как архиерей, имею­щий силу вязать и решать, призываю к покаянию всех, поколебав­шихся из-за страха ли, или по другим причинам, а тех, кто по­каяться не хочет, объявляю запрещенными в священнослужении и предаю церковному суду для еще более строгого вразумления. Бог поруган да не будет.

На тех же, кто, не щадя своей жизни, подвизается за защиту Святой Церкви и родины, и на всех, кто своими молитвами, сочув­ствием, трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам, да пребудет благословение Господне, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1/14 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА, ДЕНЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В ДНИ ВСЕНАРОДНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА ПО СБОРУ ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА ДЕЛО СКОРЕЙШЕГО ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ МИТРОПО­ЛИТ СЕРГИЙ ОБРАЩАЕТСЯ К ВЕРУЮЩИМ С ПРИ­ЗЫВОМ К ЖЕРТВАМ НА ОБЩЕЦЕРКОВНУЮ ТАН­КОВУЮ КОЛОННУ ИМЕНИ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО (ДЕКАБРЬ 1942 ГОДА).

К АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ПРИХОДСКИМ ОБЩИНАМ

НАШЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

Благословив Димитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, Преподобный Сергий Радо­нежский послал в ряды русских войск двоих сподвиж­ников из числа братьев Троицкой лавры. Два воина немного могли прибавить силы рус­скому оружию. Но они были посланцы от Преподобного Сергия и его лавры. Видя их в своей среде, русское воинство воочию убеждалось, что за святое дело спасения родины оно благословляется Православной Церковью, что молитвы Сергия сопровождают на поле битвы. Это было утешением и обод­рением верующему воинству на предстоящий ему великий подвиг. В настоящее время много говорят о предстоящей решающей битве с немецкими захватчиками, которая сметет фашистские пол­чища с лица нашей земли и откроет путь к свободе всех теперь порабощенных народов Европы и к прекрасному для них будущему. Вероятно, и в этой предстоящей битве решающее значение, как и до сих пор, будет принадлежать нашей доблестной Красной Армии. Сознавая это, наш народ открыл соревнование в пожертвова­ниях на оружие идущему в бой своему воинству. Колхозы и част­ные лица посылают свои сбережения на постройку танков и са­молетов.

Есть среди жертвующих имена и православных священников. Например, священник Шубинского прихода Кунгурского района Александр Троицкий внес 100 тысяч рублей.

Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии на пред­стоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благослове­нием, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского.

Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и спо­собности участвуем в святом деле спасения родины.

Свои пожертвования на указанный предмет преосвященные архипастыри, церковные причты и общины, а равно и частные лица из состава причтов и приходов, вносят в местное отделение Госбанка для перевода их в Москву, в фонд на сооружение колонны имени Димитрия Донского, главной конторе Госбанка, одновременно изве­щая меня в Московскую Патриархию о вносимых пожертвованиях. Об учреждении означенного фонда Патриархия возбуждает хода­тайство перед надлежащими властями.

В свое время накопившиеся в фонде, пожертвования будут мною от лица Православной Русской Церкви переданы в распоряжение Председателя Совета Обороны Иосифа Виссарионовича Сталина, вместе с отчетом о пожертвователях и об их пожертвованиях.

Итак, да благословит Господь наше начинание во славу Его святого имени и на пользу нашей великой Родины.

ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

КО ДНЮ ДВУХЛЕТИЯ ВОЙНЫ 22 ИЮНЯ 1943 ГОДА, МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ ОБРАЩАЕТСЯ К ВЕРУЮЩИМ С НОВЫМ ГОРЯЧИМ СЛОВОМ, ВДОХНОВЛЯЯ ИХ НА НОВЫЕ ПОДВИГИ В ДЕЛЕ ПОМОЩИ КРАСНОЙ АРМИИ.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ СМИРЕННЫЙ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АРХИПАСТЫРЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА-УТЕШИТЕЛЯ ДА БУДЕТ С ВАМИ!

22 июня исполнилось два года, как напали на нас фа­шисты. Втихомолку они приготовили огромную армию, снабдили ее тем, чем располагает теперь военная тех­ника, а для большей надежды на успех надели на себя личину защитников христианства. Но неожиданный удар огромной немецкой армии не сокрушил нашего войска, не поколебал нашего народа. Наоборот, навязанная нам война только еще больше скрепила единство Советского Союза, готового под руководством и по призыву своего вождя всем пожертвовать ради спасения родины. Христианская же личина, под которой фашисты спрятали свои звериный лик, если на первых порах и могла обмануть доверчивых людей, то скоро сами же фашисты своими неслыханными злодеяниями, бессмыс­ленным разрушением и осквернением наших вековых святынь, зверским истязанием пленных и пр., и пр. разоблачили свой обман и показали себя тем, что они есть, поклонниками древнегерманского языческого бога Вотана, а совсем не Господа Иисуса Христа. Своими зверствами немцы хотели устрашить наш народ и сломить его силу к сопротивлению, а народ наш, в лице своих вождей и воинов, отвечает клятвой: не успокоимся до тех пор, пока фаши­стов не выгоним отовсюду и пока все народы, порабощенные фашизмом, не будут освобождены. Народ наш действительно един со своим вождем и воинами и не пожалеет ничего, чтобы помочь им в дости­жении поставленной цели. Доказательством этому — наш тыл. Например, 2-й военный заем объявлен был на 12 миллиардов рублей, а народ подписался на 21 миллиард, и это после того, как в фонд обороны с половины прошлого года непрерывным потоком шли десятки и сотни миллионов народных денежных пожертвований, а одновре­менно шел другой поток пожертвований — вещевой, продовольствен­ный и пр.

Посильное участие в таких пожертвованиях приняло и наше церковное общество. На сооружение колонны танков имени Димитрия Донского собрано более 8 миллионов рублей. Одновременно шли сборы по церквам на другие нужды, вызванные войной: на теплые вещи для армейцев, на подарки им к праздникам, на уход за инва­лидами войны, на воспитание детей военных, на восстановление районов, пострадавших от немецкой оккупации. В Ленинграде сборы дали 5 1/2 миллионов, в Горьком более 4 миллионов, в Куйбышеве более 2 миллионов. В том же духе шло дело в Казани, Москве и других наших церковных центрах, да и везде, где есть храмы.

Во главе с пастырями, наши православные верующие всегда готовы хоть чем-нибудь выразить свою любовь и благодарность нашим воинам, полагающим свою молодую жизнь за отечество, а следова­тельно, и за наше благополучие.

Следуя указаниям своего Главнокомандующего, наша армия оста­новила неудержимое, казалось, стремление фашистского нашествия. Вместо молниеносной расправы с нашей страной, заставила фашистов воевать целых два года, с ужасающими для них потерями, и, наконец, своими блестящими победами рассеяла дутую славу немецкой непо­бедимости. „Кто Бог велий, яко Бог наш. Ты еси Бог, творяй чудеса!",

Можно представить себе, с какой надеждой вздохнут теперь народы, томящиеся под фашистским ярмом, да и в сердцах наших союзников такие победы должны утверждать уверенность в конечной победе нашего правого дела и возбуждать решимость всеми, си­лами и средствами содействовать скорейшему достижению нашей общей цели.

Теперь на фронте как будто затишье, но наши доблестные воины по-прежнему бодро и грозно стоят на своей страже, зорко следя за врагом, чтобы во время разгадать его ухищрения и нанести ему новый удар. И дай, Боже, — удар, решающий судьбу всей войны. Поэтому и мы в тылу усилим наши старания облегчить всем, чем можем, самоотверженный подвиг наших воинов, напряженным трудом своим снабжая их в избытке и вооружением, и продовольствием, и теплой одеждой, и всем нужным в их жизни, оторванной от домаш­него уюта и семьи. Окружим нашими заботами семьи воинов, остающиеся с нами в тылу; не забудем раненых в госпиталях; дадим приют детям, остающимся без призора; сделаем по слову апостола: „Если страждет один член, с ним страждут и все члены тела" (I Кор. 12, 26), чтобы потом всем вместе радоваться.

Братья и сестры, временно находящиеся в горькой неволе фа­шистской оккупации! Родина никогда не забывает вас и делает все возможное, чтобы скорее освободить вас. Но и вы должны всячески дорожить почетным званием гражданина родной страны и даже не иметь в мыслях изменить своему долгу перед ней. Предлагаемая немцами или их приспешниками соблазнительная возможность каким-нибудь нечистым средством благополучно устроить себя и при фа­шистской власти должна быть органически противна вам. От вас зависит не дать возможности оккупантам сытно и безопасно устро­иться на русской земле, препятствовать им вывозить к себе в Гер­манию оружие и запасы всякой продукции и, тем более, уводить сотни и тысячи советских граждан в фашистскую неволю, то есть на верную гибель. Вы, как верные чада Русской Православной Цер­кви, должны покрыть презрением и ненавистью всех тех, кто пошел на услужение фашистам и тем самым изменил родине и матери-Церкви.

Каждый из вас, как истый патриот, должен быть всецело с пар­тизанами и если не прямо участвовать в их рядах, то всеми спосо­бами им содействовать. Одним словом, вы всегда должны жить надеждой своего скорого освобождения советскими войсками и быть готовыми с чистой совестью, радостно встретить освободителей.

Да благословит же Господь всех нас на продолжение нашего патриотического подвига и на фронте и в тылу и да сотворит, чтобы третий начинающийся год военной страды стал для нас годом победы.

Аминь.

ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

22 ИЮНЯ 1943 Года

ТЕЛЕГРАММА МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ, ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

5 ЯНВАРЯ 1943 ГОДА И ОТВЕТНАЯ ТЕЛЕГРАММА И. В. СТАЛИНА

( Газета „Правда" от 5/1 1943 г.)

МОСКВА, КРЕМЛЬ

ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

Сердечно приветствую Вас от имени Православной Русской Церкви. Молитвенно желаю в Новом году Вам здравия и успеха во всех Ваших начинаниях на благо вверенной Вам родной страны. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. Для начала Патриархия вносит 100 тысяч рублей, Елоховский ка­федральный собор в Москве —300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович —100 тысяч. Просим в Госбанке открыть спе­циальный счет. Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый.

ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

ПАТРИАРШЕМУ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ СЕРГИЮ, МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ

Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетан­ковых силах Красной Армии.

Указание об открытии специального счета в Госбанке дано.

И. СТАЛИН

ТЕЛЕГРАММА МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

25 ФЕВРАЛЯ 1943 ГОДА И ОТВЕТНАЯ ТЕЛЕГРАММА И. В. СТАЛИНА

(Газета „Правда" от 25/Н 1943 г.)

МОСКВА, КРЕМЛЬ

ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

В день юбилея нашей победоносной Красной Армии приветствую Вас, как ее Главнокомандующего, от имени духовенства и верующих Русской Православной Церкви, молитвенно желаю Вам испытать ра­дость полной победы над врагом и видеть возрождение истерзанной родины. Верующие, в желании помочь Красной Армии, охотно отклик­нулись на мой призыв: собрать средства на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего собрано около 6 000 000 руб­лей и, кроме того, большое количество золотых и серебряных вещей. Особо усердными оказались духовенство и верующие г. Москвы и Московской области, собравшие 2 000 000 рублей; города Куйбышева, внесшие 650 000 рублей, золотые и серебряные вещи; города Казани, собравшие 350 000 рублей деньгами, один фунт золота и серебря­ные вещи; города Саратова — 350 000 рублей, города Молотова — 300 000 рублей, города Пензы — 500 000 рублей и Ленинградской епархии, внесшей 500 000 рублей. Сбор средств продолжается. При­мите эти средства как дар от духовенства и верующих Русской Православной Церкви в день юбилея Красной Армии.

ПАТРИАРШИЙ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ СЕРГИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

УЛЬЯНОВСК

ПАТРИАРШЕМУ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ СЕРГИЮ, МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

Прошу передать православному русскому духовенству и верую­щим, собравшим 6 миллионов рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, — мой искренний привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН

Послания митрополита Сергия и телеграммы публикуются по изданию «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов», Московская патриархия, Москва, 1943 г.