17 Октября 2007 исполнилось 60 лет со дня перенесения мощей Свт. Алексия Московского в Богоявленский собор в Елохове.
В.А. Любартович, Е.М. Юхименко
Фрагмент из книги «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода».
Мощи свт. Алексия были открыты в 1430-х гг. при перестройке Благовещенского придела Михайловского собора Чудова монастыря в Кремле. В ноябре 1518 — июне 1519 г. у раки с мощами совершился ряд отмеченных в летописях чудесных исцелений. 11 февраля 1535 г. мощи были торжественно переложены в новую серебряную раку с позолоченным изображением на крышке, изготовленную по обету царя Василия III. Около 1600 г. для св. мощей была сооружена новая гробница, уничтоженная в 1612 г. во время захвата Кремля польскими интервентами и их приспешниками. Новая рака была сооружена при царе Михаиле Федоровиче, и в ней мощи пребывали с 1680 г. во вновь выстроенной Алексеевской церкви Чудова монастыря. При раке постоянно хранился святительский посох митрополита Алексия, а также в особом шкафу — предметы его облачения (саккос, епитрахиль, подризник). В 1812 г. наполеоновские солдаты подвергли поруганию гробницу свт. Алексия, ограбив раку и выбросив из нее мощи, которые были найдены после освобождения Кремля в приделе Алексеевской церкви среди хлама и остатков монастырского имущества.
Проведение в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства привело к началу кампании кощунственных акций по вскрытию и «ликвидации» св. мощей. Находившиеся в Московском Кремле, т.е. на территории с жестким режимом охраны правительственных учреждений РСФСР, св. мощи свт. Алексия оказались недосягаемыми для поклонения верующим и в то же время легко доступными для атеистического поругания. 17 марта 1919 г. член Братства свт. Алексия сотрудница отдела здравоохранения Московского губернского совета депутатов Мария Ивановна Свет (в иночестве Алексия, ум. в 1960 г.) обратилась к В. И. Ленину с запиской, в которой была выражена такая просьба: «Обращаюсь к Вам от имени Братства Святителя Алексия с просьбой отдать нам, любящим свт. Алексия, его мощи святые, находящиеся в Кремле, в Чудовом монастыре. <…> Молю святителя Алексия — этого святителя любви — чтобы он коснулся Вашего сердца, и Вы, исполнив нашу просьбу, сделаете 3 тысячи человек, членов нашего братства, бесконечно счастливыми». На этом документе имеется резолюция: «Т. Курский! Прошу не разрешать вывоза, а назначить вскрытие без свидетелей. Ленин» и распоряжение наркома юстиции РСФСР Д. И. Курского: «Срочно VIII отдел, П. И. Красикову. Для распоряжения о вскрытии мощей с участием представителей МСРД, НКЮ и НКВД. Курский».
Новый святотатственный акт в отношении всенародно почитаемой кремлевской святыни был допущен уже губернской комиссией по изъятию церковных ценностей. 29 марта 1922 г. многопудовая серебряная рака святителя была разобрана на части и изъята из Алексеевской церкви Чудова монастыря. Гроб со святыми останками, оставшийся в Алексеевском храме до его разрушения, т.е. приблизительно до 1930 г., был затем перенесен в Успенский собор, где и хранился в алтаре между беспорядочно сброшенными экспонатами из фондов кремлевских музеев.
7 марта 1947 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР с письмом: «Я усердно от лица Церкви прошу Совет по делам Русской Православной Церкви войти перед нашим Правительством с ходатайством о передаче в Патриарший собор св. мощей князя Даниила Московского – основателя Москвы и святителя Алексия, митрополита Московского (1298–1378), особо чтимых в православной Руси». Связав желательность передачи мощей с приближающимся церковным празднованием 800-летия основания Москвы, Святейший Владыка здесь же указал на предполагаемые места нахождения священных останков князя Даниила Московского — в одном из кремлевских соборов и митрополита Алексия — в Успенском соборе Кремля.
Через три месяца, 9 июня 1947 г., вышло распоряжение Совета Министров СССР № 6995-рс об удовлетворении ходатайства главы Церкви. На этом основании Совет на своем заседании 18 июня того же года по докладу заместитель заведующего Инспекторским отделом Совета В. С. Спиридонова внес постановление о разрешении передачи мощей свт. Алексия из Успенского собора в Богоявленский кафедральный собор. О мощах св. благоверного князя Даниила Московского в этих документах упомянуто не было, в связи, вероятно, с отсутствием сведений об их местонахождении.
Спустя два месяца, 20 августа 1947 г., Святейший Патриарх Алексий в сопровождении настоятеля Богоявленского Елоховского собора протопресвитера отца Николая Колчицкого и председателя Совета Г. Г. Карпова, побывал в Кремле в связи с предстоящим перенесением св. мощей.
Глубоко за полночь 14 октября 1947 г. грузовая автомашина, в кабине которой находился отец Николай Колчицкий, прибыла в Кремль. Грузовик проследовал к Успенскому собору, где отца Николая уже ожидали кремлевские музейные работники: заместитель начальника Отдела сохранения исторических ценностей и памятников Д. И. Михайлов и старший научный сотрудник Н. В. Гордеев. Ими вместе с отцом Николаем был составлен и подписан особый акт о передаче св. мощей. В 5 часов утра временная рака в виде продолговатого деревянного ящика темно-вишневого цвета, в которой находились мощи свт. Алексия, была погружена на автомашину и в 5 часов 40 минут благополучно доставлена в Елоховский собор.
Для встречи св. мощей в столь ранний час в собор прибыл Святейший Патриарх Алексий, который распорядился заранее оповестить о радостном событии лишь немногих клириков и служителей собора. Временная деревянная рака была перенесена в Никольский придел храма, где у св. мощей был совершен краткий молебен. Затем мощи свт. Алексия были помещены в алтаре Никольского придела.
В пятницу 17 октября, накануне дня памяти святителей Московских, состоялось торжественное перенесение мощей на уготованное им место на амвоне, перед открытыми царскими вратами главного Богоявленского придела храма.
Богоявленский собор в Елохове ночью
Богоявленский собор в Елохове ночью
Здесь заранее на специальном возвышении была установлена пустая деревянная рака. Во время полиелея протопресвитер Николай Колчицкий и протоиерей Александр Смирнов подняли тяжелую крышку гробницы. Святейший Патриарх Алексий вместе со служащими архиереями – архиепископами Харьковским и Богодуховским Стефаном (Проценко) и Дмитровским Виталием (Введенским), епископами Рязанским и Касимовским Иеронимом (Захаровым) и Ивановским и Кинешемским Паисием (Образцовым) вынесли св. мощи из Никольского придела, при пении «Хвалите имя Господне» обнесли их вокруг престола, опустили в гробницу и закрыли крышку. Первым к святыне через небольшое прямоугольное отверстие в крышке приложился Предстоятель Русской Церкви, за ним — архиереи по старшинству и духовенство, служащее и присутствовавшее; затем до глубокой ночи верующие москвичи шли поклониться почитаемой гробнице.
В субботу 18 октября, в день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, состоялось церковное чествование 800-летнего юбилея Москвы. Позднюю литургию в этот день в Патриаршем соборе совершал Святейший Патриарх Алексий. Во время богослужения у раки с мощами свт. Алексия протопресвитер Николай Колчицкий зачитал патриаршее послание в связи с юбилеем столицы России. По окончании литургии Первосвятитель произнес перед народом слово, посвященное Московским святителям, в котором отметил заслуги каждого из них перед Русской Церковью и Отечеством. Говоря о Святителе Алексии, Святейший Владыка назвал его светочем, который «сияет нам тихим светом» и «великая вера и разум» которого в течение долгих лет были источником мудрого правления московских царей. «Присутствие его в этом храме будет и нас окрылять, будет и нас заставлять подражать его смирению и разумию. Будем, братие и сестры, укрепляться в небесной помощи нам и Отечеству нашему. Будем постоянно помнить, какую святыню мы здесь имеем», — закончил Патриарх свое слово. На другой день, в воскресенье 19 октября, после литургии Первосвятитель Русской Церкви совершил первый молебен у мощей Святителя Алексия в соборном храме.
Богоявленский Елоховский собор
Богоявленский Елоховский собор
Почитание святителя Московского Алексия, всея России чудотворца
Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии»
Местное почитание святителя Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни великого князя Димитрия Иоанновича. Свидетельством этому служит шитый воздух 1389 г. княгини Марии, вдовы великого князя Симеона Иоанновича Гордого, из коллекции П. И. Щукина (ГИМ. I рб), изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе которых 4 Русских митрополита – Максим, Петр, Феогност и святитель Алексий (Маясова Н. Святитель Алексий. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 10–11. Илл. 5). Помещение святителя Алексия среди предстоящих Спасителю несомненно отражает и личное отношение заказчицы к недавно усопшему святителю, тесно связанному в течение длительного времени с ее покойным мужем. Позднее следы почитания святителя Алексия надолго прерываются (во всяком случае явно не прослеживаются). Возможно, отчасти это объясняется продолжительным (1390–1406) пребыванием на митрополичьей кафедре Киприана (чьи прижизненные отношения со святителем Алексием имели характер соперничества), а также брачным союзом великого князя Василия I Димитриевича, женатого на Софии, дочери великого князя литовского Витовта. При этом митр. Киприан воздавал должное церковным и государственным заслугам святителя Алексия Вероятно, в его окружении (или даже им лично) вскоре после кончины святителя Алексия (по мнению Г. М. Прохорова, между 1379 и 1382) была написана краткая повесть «О Алексии митрополите», составляющая вместе с «Повестью о Митяе» своеобразный литературный диптих, изображающий достойного (святителя Алексия) и недостойного (Михаил–Митяй) архипастырей. Повести были включены в Летописный свод 1409 г., который отразился в пергаменной Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., Рогожском летописце и Симеоновской летописи.
Мощи святителя Алексия были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова монастыря, где находилась гробница святителя. Косвенная дата, сообщаемая рассказом об открытии мощей (60 лет спустя после смерти, т. е. 1438), не согласуется с именем митрополита, при котором произошло событие (в повести называется Фотий, умерший в 1431, тогда как в 1438 Главой Русской Церкви был Исидор). Учитывая, что точная дата кончины святителя Алексия (год, месяц, число и день недели) была надежно зафиксирована летописью, более вероятно предполагать, что автор повести об открытии мощей, созданной в окружении митр. Ионы, не желал связывать обретение мощей великого Московского святителя с именем митрополита-униата. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление свт. Алексия задержалось еще на десятилетие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей свт. Алексия. После этого почитание свт. Алексия (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило самое широкое распространение. Наряду с митр. Петром (и позднее свт. Ионой) свт. Алексий стал олицетворением Русской Церкви (митрополичья кафедра начала официально именоваться «престолом Московских чудотворцев») и Московского государства. Уже в «проклятой» грамоте кн. Димитрия Юрьевича Шемяки вел. кн. Василию II Васильевичу нач. 1448 г. свт. Алексий фигурирует среди русских святых – гарантов крестного целования вместе с митр. Петром, свт. Леонтием Ростовским и прп. Сергием Радонежским (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Начиная с 1472 г. (похода вел. кн. Иоанна III на Новгород) обычаем становится моление московских правителей у гробниц святителей (в т. ч. свт. Алексия) перед военными походами. Между 1483 (закладка трапезной ц. во имя свт. Алексий в Чудовом монастыре) и 1503 гг. (строительством собора) мощи святителя были перенесены в новую трапезную. В 1501 г. по повелению вел. кн. Иоанна III в Чудовом монастыре был заложен новый собор на месте разобранного старого, построенного еще самим свт. Алексий; освящен в 1503 г. В нояб. 1518 – июне 1519 г. у раки свт. Алексий совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31–33). В 1522 г., во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, свт. Алексий вместе с др. Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, знаменуя заступничество от вражеского нашествия.
В XVI в., когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, свт. Алексий начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей. Вел. кн. Василий III во время своего второго брака обращался к святителям-чудотворцам с молитвой о чадородии. После рождения в 1530 г. наследника престола (буд. царя Иоанна IV) по обету были изготовлены новые драгоценные раки для мощей святителей Петра (золотая) и свт. Алексия (серебряная с позолоченным изображением на крышке). Работа была начата в янв. 1532 г., после смерти Василия III в 1533 г. она приостановилась и была завершена уже при малолетнем Иоанне IV в февр. 1535 г. 11 февр. митр. Даниил торжественно переложил мощи свт. Алексий в новую раку. Перед смертью Василий III поручил сына попечению чудотворцев Петра и свт. Алексия («дал... сына на руки»). В страшный московский пожар 1547 г., когда Чудов монастырь выгорел целиком (только иноков и монастырских служителей «по погребом и палатам» сгорело 26 человек), мощи свт. Алексия чудесным образом не пострадали. При царе Иоанне IV представление об свт. Алексие как покровителе державы и династии еще более усилилось. У гробницы свт. Алексия были крещены царевичи Иоанн Иоаннович (1554) и Феодор Иоаннович (1557). Ранее крещение великокняжеских детей совершалось в Успенском соборе, у раки митр. Петра.
В 1596/97 (7105) г. для мощей свт. Алексия начали сооружать по повелению царя Феодора Иоанновича новую серебряную раку. Работа продлилась неск. лет и завершилась уже в царствование Бориса Феодоровича Годунова, когда ок. 1600 г. мощи святителя были торжественно переложены в новую гробницу. Эта рака, подобно др. драгоценным гробницам Москвы, была хищнически уничтожена польск. интервентами и их приспешниками в 1612 г. Новая, взамен утраченной, была сооружена в царствование Михаила Феодоровича. Она просуществовала значительно дольше своих предшественниц – до 1812 г., когда была варварски превращена в металлолом солдатами наполеоновской армии. В 1596 г., практически одновременно с сооружением раки, был установлен совместный праздник 3 святителям Московским: Петру, свт. Алексию и Ионе.
При раке свт. Алексия в Чудовом монастыре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу свт. Алексия в Чудовом монастыре был привешен золотой перстень – по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. В 1722 г., будучи в Москве, имп. Петр I распорядился снять его и передать в Синодальную ризницу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. № 509. С. 156), где позднее он был заменен медным и исчез. В Оружейной палате хранится др. медный перстень с печаткой из прозрачного камня или стекла с изображением животного, который, по описям Патриаршей ризницы XVII–XVIII вв., значится как дар свт. Алексию хана Джанибека (Орешников. С. 171–186), однако, несмотря на несомненную древность изделия, его материал в сочетании с саном дарителя и одаренного вызывает сомнение в достоверности предания. До 1722 г. в Чудовом монастыре богомольцам продавался «чудотворцев мед», служивший целительным средством от болезней и от порчи (Лавров свт. Алексий С. Колдовство и религия в России, 1700–1740 гг. М., 2000. С. 414–415), корни этой традиции остаются неисследованными. 28 февр. 1722 г. был издан имп. указ, вскоре напечатанный, запрещавший эту продажу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. № 445. С. 90). После уничтожения в 1929 г. всего комплекса построек Чудова монастыря мощи свт. Алексия находились в музеях Московского Кремля. В 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы Русской Православной Церкви и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, где находятся до наст. времени.
Жития свт. Алексий разных редакций и службы ему сохранились в огромном числе списков XV–XIX вв., с трудом поддающихся учету (наиболее полные, хотя и не исчерпывающие сведения об их рукописной традиции содержит картотека Н. К. Никольского в БАН), и в изданиях начиная с XVII в. Древнейшим житийным текстом, посвященным свт. Алексию, является летописная повесть «О Алексее митрополите». Текст повести изобилует хронологическими выкладками, относящимися к разным периодам жизни свт. Алексия, не во всем, однако, достоверными и не согласующимися с упомянутыми в том же тексте историческими реалиями. В связи с открытием мощей свт. Алексия чудовским архимандритом Питиримом (позднее епископ Пермский) было написано новое житие, до нашего времени не дошедшее (либо не выявленное), известное по упоминанию у Пахомия Логофета. Питирим написал также службу на обретение мощей святителя. Ок. 1450 г. по поручению митр. Ионы Пахомий Логофет написал службу, повесть об открытии мощей, а в 1459 г.– и пространное житие, в основу которого легли летописная повесть и житие, написанное Питиримом, литературно обработанные в стиле «плетения словес». Позднее житие, написанное Пахомием, неоднократно подвергалось обработкам, в т. ч., вероятно, и авторским. После исцеления в янв. 1462 г. у гробницы свт. Алексия сухоногого инока митр. Феодосий написал посвященную этому чуду повесть, соединенную с похвальным словом, включенную в Софийскую II (ПСРЛ. Т. 6. С. 325–330) и Львовскую (ПСРЛ. Т. 20. С. 271–276) летописи (известна и в отдельных списках – Вильнюс. БАН Литвы. ф. 19. № 76. Л. 89 об.– 95; № 102. Л. 44 об.– 48 об.). При создании в окружении митр. Даниила в 1526–1530 гг. Никоновской летописи была составлена новая редакция жития, соединяющая выписки из первоначальной и Пахомиевой редакций (ПСРЛ. Т. 2. С. 29–25). Ок. 1566 г. была составлена новая, 4-я редакция жития для Степенной книги, соединяющая в себе тексты предшествующих редакций, свидетельства летописных записей и жития прп. Сергия Радонежского (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 346–386).
С учреждением в 1596 г. праздника трем святителям Московским им была создана общая служба. Один из канонов написан неизвестным, второй – кн. С. И. Шаховским, который является также автором похвального слова митрополитам Петру, свт. Алексию и Ионе (Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 394, 523); позднее он же сочинил и особый акафист свт. Алексию. При Патриархе Адриане, между 1686 и 1697 гг., была создана самая пространная редакция жития свт. Алексия, по всей вероятности Евфимием Чудовским (ГИМ. Син. № 596, рубеж XVII–XVIII вв.). Кроме предшествующих редакций жития автор пользовался также летописными свидетельствами и документальными источниками – грамотами и ярлыками. Практически одновременно во 2-м томе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского (Киев, 1695) появилась др. (независимая от Евфимиевой) обработка жития. В рукописной традиции бытуют и отдельные сюжеты (чудеса, повести), посвященные свт. Алексию. В летописце XVII в. сохранился рассказ о чуде, сотворенном святителем во время поездки в Орду в 1357 г.: за царским столом ему поднесли блюдо с кобыльей головой, которая по молитве святого превратилась в щучью. Пораженный случившимся хан (названный в летописи Бердибеком) дал обет не совершать походов на Русь (Копанев свт. Алексий И. Пинежский летописец XVII в. // Рукописное наследие Древней Руси: По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 74). Известны и устные предания о чудесах святителя (Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб., 1888. С. 140–141).
Со 2-й пол. XV в. житие и служба свт. Алексия регулярно помещаются в сборниках и в Минеях, в памятях «новым чудотворцам»; начиная с Великих Миней Четьих митр. Макария житие свт. Алексия и сказание об открытии мощей входят во все новые комплекты этого календарного собрания житий XVI–XVII вв. (Чудовские, Милютинские и Тулуповские Минеи Четьи). С первого издания (М., 1641) краткое житие святителя постоянно публиковалось в составе Пролога, отдельное издание службы свт. Алексий впервые вышло в Москве в 1760 г. Почитание свт. Алексий уже в XV в. носило общерус. характер, включая и епархии Западнорус. митрополии, где признавались общерус. святые, жившие до разделения митрополии в сер. XV в., даже если канонизированы они были позднее (возможно, что здесь почитание не было повсеместным, ограничиваясь крупнейшими монастырями и епархиальными центрами). Вскоре после канонизации свт. Алексия (1448) Стишной Пролог московского происхождения, дополненный житиями рус. святых (возможно, Пахомием Логофетом) и в т. ч. житием свт. Алексия и повестью об открытии его мощей, получил известность в Литовской Руси (старший список сентябрьской половины – ГИМ. Увар., 56–1, посл. треть XV в.; мартовской – Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 100. 1496 г.) и на укр. землях Польского королевства (сентябрьская половина – РГБ. Егор., № 214, 1518 г., Перемышльская епархия). Известен западнорус. сборник нач. XVI в. русских по преимуществу житий, восходящий к кодексу, написанному в окружении митр. Феодосия (повторяет многолетие этому святителю, читавшееся в оригинале), он содержит краткое Пахомиево житие свт. Алексия и повесть о чуде при гробнице свт. Алексия, написанную митр. Феодосием (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 102. Л. 38 об.– 48 об.). Вероятно, через посредство этого кодекса оба памятника попали в трехтомный минейный Торжественник особой редакции, составленный в 1-й пол. XVI в. в Супрасльском монастыре (Там же. Ф. 19. № 76. Л. 80 об.– 95). Меньше известно о распространении в западнорус. традиции служб свт. Алексию Можно полагать, что они переписывались не в составе полных комплектов Миней служебных, а в Минеях праздничных (РГАД свт. Алексий РО МГАМИД. № 626. Октоих и Минея праздничная. Л. 298б–300а, 12 февр., посл. четв. XV в.). «Припела» свт. Алексию включены в нотный сборник («Ирмологию»), переписанный в 1598–1601 гг. в Супрасльском монастыре (Киев. ЦНБ НАНУ. I 5391). В 1604 г. кн. К. К. Острожский прислал в дар Московскому Патриарху Иову хрустальный воздвизальный крест, украшенный литыми золотыми изображениями Российских святителей, в т. ч. свт. Алексия. Однако сам выбор помещенных на драгоценном кресте святых продиктован, как кажется, скорее задачей момента и саном получателя (князь Острожский предлагал Патриарху проект ликвидации Брестской унии и восстановления единства Русской Церкви), чем традицией иконного почитания свт. Алексия в Зап. Руси (Турилов С.А., Свт. Алексий К истории проектов ликвидации Брестской унии (неизв. послание князя К. К. Острожского Патриарху Иову) // Славяне и их соседи. М., 1991. Вып. 3. С. 128–140). В XVII–XVIII вв. особо почтительное отношение к свт. Алексию не только в правосл., но и в униатских кругах Речи Посполитой объясняется в значительной мере тем, что с его именем (или по крайней мере со временем его архипастырства) связывалась канонизация наиболее прославленных местных святых – виленских мучеников Антония, Евстафия и Иоанна (Огицкий Д. П. К истории виленских мучеников // БТ. 1984. Сб. 25. С. 231–232).
В целом, несмотря на существование значительного числа специальных работ, агиографические и гимнографические сочинения, посвященные свт. Алексию, изучены далеко не в полной мере.
История посвящения свт. Алексию церковных престолов остается практически не изученной. До XVII в. такие посвящения не часты и ограничиваются преимущественно Москвой, Подмосковьем и Новгородом. Древнейшая каменная ц. в честь свт. Алексия (трапезная) была заложена в 1483 г. в Чудовом монастыре буд. новгородским архиепископом архим. Геннадием; это положило начало традиции посвящения свт. Алексию трапезных храмов. Впосл. церковь неоднократно перестраивалась и была разрушена вместе с др. монастырскими постройками в 1929 г. Ок. 1513 г. храм, «иже под колоколы», в честь свт. Алексия был возведен итал. мастерами в великокняжеской резиденции в Александровой слободе (перестроен во времена царя Иоанна IV, сохранился в составе Распятской церкви-колокольни). В Новгороде в 1538–1539 гг. архиеп. Макарием в Юрьеве монастыре была построена трапезная ц. в честь свт. Алексия, отличавшаяся огромными размерами – 17 на 12 сажен. По словам Павла Алеппского, она превосходила «все трапезные в... монастырях своею красотою, обширными размерами и радостным видом». Эта постройка была разобрана за ветхостью в 1761 г., но сохранилось ее схематическое изображение на иконе «Видение пономаря Тарасия» 1574–1583 гг. Вероятно, в 1540 г. был устроен придел в честь свт. Алексия при ц. Анастасии Великомученицы, возведенной в камне тем же архиепископом в новгородском кремле-детинце. Трапезная ц. свт. Алексия сооружена была в 60–70-х гг. XVI в. в Солотчинском монастыре под Рязанью. В царствование Феодора Иоанновича в московском Зачатьевском монастыре был возведен храм Рождества Богородицы с приделом в честь свт. Алексия. Еще более редки посвящения храмов. Трем святителям Московским – митрополитам Петру, свт. Алексию и Ионе. Первая церковь в их честь была возведена Патриархом Иовом в Московском Кремле на Патриаршем дворе в связи с учреждением соответствующего праздника в 1596 г.
В старопечатном рус. Типиконе (М., 1610) под 12 февр. указывается бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) свт. Алексию, совершаемая в том случае, когда этот день не приходится на Великий пост; под 20 мая в этом же Типиконе указана бденная служба на обретение мощей свт. Алексия. Принятый ныне в Русской Православной Церкви Типикон под 12 февр. указывает бденную службу свт. Алексию, если этот день не приходится на Великий пост, в противном случае Типикон указывает петь полиелейную службу; под 20 мая в Типиконе помещено противоречивое указание – на полях стоит знак славословной службы, но в тексте предписано совершать по всем храмам полиелей, а в Чудовом монастыре (в наст. время разрушенном) и кремлевском Успенском соборе – бдение. В Минее (МП) и под 12 февр., и под 20 мая помещены бденные службы. Кроме указанных служб имя свт. Алексия упоминается в бденной службе в честь святителей Московских (5 окт.) в Минее (МП). Типикон 1610 г. указывает петь 5 окт. бденную службу, современный Типикон – славословную.