После варварского надругательства и.разрушения в 1931 году храма Христа Спасителя, имевшего положение кафедрального, Первопрестольный град Москва не мог не иметь длительное время кафедры Первосвятителя. Посему Священноначалием Церкви было принято решение сделать кафедральным собором храм Богоявления на Дорогомиловской улице.

Однако и его вскоре постигла трагическая участь многих московских храмов: в середине 1930-х годов он был закрыт и разрушен. С тех пор и поныне, волей Божиих судеб, Богоявленский храм, что в Елохове, является кафедральным.

За прошедшие годы многое судил Господь пережить Русской Православной Церкви, но Богоявленский кафедральный собор, несмотря на огромные трудности и попытки закрыть его, все эти годы жил полнокровной литургической жизнью, собирая под своими сводами на общую церковную молитву тысячи православных верующих — от патриархов до мирян. Собор вместе с народом переживал все тяготы богоборческих экспериментов новоявленных вождей многострадальной Руси. Благодаря стойкости и мужеству православного народа свеча веры православной не угасла на святой земле нашего Отечества, и когда тысячи священнослужителей и иерархов томились в лагерях и тюрьмах. Она не угасла, и когда разрушались храмы и монастыри.

Пламя православной веры вспыхнуло с новой силой в 1941 году, после вероломного посягательства врага на свободу нашей Страны. Именно из Богоявленского собора на весь мир прозвучал пламенный призыв Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) ко всем россиянам встать на защиту священных рубежей Родины. И как некогда гласу свя-щенномученика Патриарха Ермогена внял православный народ, так и в ту страшную годину слово митрополита Сергия было услышано.

С верой в сердцах народ божий предстательством Всех Святых в Земле Российской Просиявших победил неприятеля.

С 1943 года, когда на Поместном соборе Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий, Богоявленский кафедральный собор стал местом патриарших интронизации.

Следует особо сказать о значении патриарших богослужений: ведь в те трудные для церкви годы гонений единственной формой православного свидетельства оставались богослужения. Для того, чтобы побывать на молитве в храме, людям подчас приходилось преодолевать немалые трудности. Но в Москву на патриаршие службы верующие стекались со всей России, дабы помолиться с Первосвятителем в одном храме. В Богоявленский собор приезжали Предстоятели и представители других Поместных Православных Церквей, архипастыри, пастыри, благочестивые христиане из российской глубинки и многих стран мира. Сегодня, когда Святейший Патриарх Алексий II совершает ежегодно пастырские визиты во многие, в том числе и самые отдаленные епархии (чего не было за всю многовековую историю Русской Православной Церкви), когда средства массовой информации уделяют внимание религиозной жизни, а Пасхальные и Рождественские богослужения из Богоявленского собора транслируются по телевидению и радио, каждый верующий ощущает сопричастность всему происходящему в Первопрестольной столице: он, воистину, лично окормляем Святейшим Патриархом. Но еще совсем недавно побывать на Патриаршем богослужении в Москве было несбыточной мечтой для миллионов православных людей. И те, кому всетаки удалось посетить Патриаршие богослужения, навсегда сохранили в своей памяти высокие и чистые духовные переживания, рожденные во время литургии или всенощного бдения в Богоявленском соборе.

Патриаршее богослужение отличается особенной молитвенностью, торжественностью и красотой. Оно имеет свою вековую традицию и в Богоявленском соборе всегда совершается строго по древнему Московскому уставу.

Богоявленский собор стал свидетелем многих церковно-исторических событий. Нелегко было собрать и провести Поместный собор Русской Православной Церкви в военный 1943 год. Большим событием явился тогда приезд в Москву патриархов других Поместных Православных Церквей, иерархов, участников и гостей собора. Церковь наша всегда будет благодарна братским Церквам за их духовную поддержку и помощь в те тяжелые годы. И неудивительно, что как только появилась первая возможность осуществлять взаимные визиты, меж­церковные связи стали быстро развиваться и укрепляться.

Избрание на Московский Патриарший престол митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) в 1945 году и ми­трополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) в 1970 году было отмечено большими торжествами, для участия в которых в Москву прибыли многие Предстоятели и представители Поместных Церквей. И вновь Богоявленский кафедральный собор стал главным местом торжеств.

Служение Патриарха Алексия I было ознаменовано многими церковными событиями, но, пожалуй, главным явилось возвраще­ние Церкви и перенесение в Богоявленский собор нетленных мо­щей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Возвращенная Церкви по просьбе Патриарха, с 1947 года и по сей день эта святыня почивает у центрального иконостаса собора. Святитель Алексий является небесным покровителем двух патриархов — Алексия Первого и Алексия Второго. Будучи молитвени-ком и предстателем за русский народ пред Богом во времена монголо-татарского ига, Московский чудотворец и в трудные годы XX сто­летия не оставлял свою Всероссийскую паству. В то время, когда покоящиеся в Успенском Кремлевском соборе Московские святители были недоступны для общецерковного поклонения, мощи святителя Алексия, благодарение Богу, обрели пристанище под сенью действующего собора, и верующие люди с особым чувством и молитвою прибегали к святым мощам, прося предстательства святителя Алексия перед Престолом Божиим.

Одним из главных событий периода Патриаршего служения Его Святейшества Патриарха Пимена было общецерковное празднование 1000-летия Крещения Руси. В Послании Поместного Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви отмечалось «непреходящее значение Крещения Руси для нашего народа». «Тысячелетняя история нашей Церкви, — говорилось в Послании, — являет собой видимый знак Бо­жественного присутствия и промышления о Церкви и Отечестве нашем. В нашу Церковь входят чада Божий, принадлежащие к десяткам народов, населяющих нашу Родину и живущих в других странах мира. В Церкви не может быть различий между национальностями, ибо от одной крови произвел Бог весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян. 17, 26) и потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его (Рим. 10,12)».

Празднование 1000-летия Крещения Руси стало и общегосударственным, и международным. В те дни, 5-16 июня 1988 года, произо­шло свидетельство проявления Промысла Божия, «милующего и спасающего род человеческий». Великой чести удостоился Богоявленский кафедральный собор, став местом, где пробил первый час великого торжества Русской Православной Церкви. Именно собор­ной молитвой началось празднование 1000-летия Крещения Руси.

5 июня, в Неделю Всех Святых, Божественную литургию в Богоявленском патриаршем соборе совершали преосвященные архиереи, им сослужили клирики, за богослужением молились делегации братских Автокефальных Православных Церквей, а также участники и гости По­местного Собора Русской Православной Церкви, главы и представите­ли других Церквей и религиозных объединений, прибывшие для участия в юбилейных торжествах. По окончании литургии к Его Святейшеству Патриарху Пимену обратился Блаженнейший Патриарх Иеруса­лимский Диодор I. Отметив, что в праздновании 1000-летия Крещения Руси участвует Полнота Православной Церкви, он сказал, что событие это есть плод Святого Духа, пребывающего в Церкви и управляющего Ею. Живым свидетельством истинности этих слов являлись православные святыни, накануне торжества переданные Русской Православ ной Церкви из музеев Московского Кремля и перенесенные в Богоявленский собор. Поклониться священным реликвиям собралось огромное число верующих. Их поток к частице Древа Честного Животворящего Креста Господня, деснице апостола Андрея Первозванного, камню от Гроба Господня, главе святителя Иоанна Златоуста, частице мощей святителя Московского Петра был поистине нескончаем.

Несмотря на то, что официальные торжества по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси завершились 16 июня 1988 года, в Богоявленский собор через два месяца, 16 августа, собрались священнослу­жители и прихожане Московских храмов на свое празднование великой даты. Перед началом богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к духовенству Московской епархии с такими, от сердца идущими словами: «Вы — наша радость, наша слава, честь, и хочется от души в этой сердечной обстановке поздравить вас с юбилеем и поблагодарить за ваше самоотверженное служение Святой Церкви». Затем была отслужена панихида «по Предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия земли Рос­сийской и всем благочестивым предкам нашим в память 1000-летия Крещения Руси», чин которой специально составлен к юбилею.

С именем Святейшего Патриарха Алексия II, избранного на Московский престол 7 июня 1990 года, связано возрождение церковной жизни во всем ее многообразии. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия II состоялась 10 июня того же года в Богоявленском кафедральном соборе во время Божественной литургии с большой торжественностью и особыми молитвами. Новоизбранный Патриарх стал пятнадцатым преемником Первосвятителей Московских и всея Руси. В этот памятный день произошло его переоблачение в саккос, передаваемый по преемству от святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и посаждение на Всероссийский Патриарший престол, а после Божественной литургии — возложение Патриаршего куколя и вручение Патриаршего жезла. Достаточно большой Богоявленский собор тогда не смог вместить всех желающих.

Тяжел крест Патриаршего служения, и для укрепления духовных и телесных сил Святейший Патриарх Алексий II ежегодно совершает около трехсот богослужений во многих храмах не только Московской, но и других епархий. Однако попрежнему главные богослужения он проводит в Богоявленском соборе. Особое значение Святейший Патриарх придает совершению Божественной литургии: он всегда сам причащает народ, жажда которого получить Святые Дары из рук Первосвятителя столь велика, что иподиаконам нелегко сдерживать натиск людей. То же самое происходит и во время елеопомазания за всенощным бдением. В праздник Рождества, на Пасху, в День Ангела Его Святейшества в соборе особенно многолюдно. Но не взирая на усталость, Святейший Патриарх Алексий II всегда находит для верующих слова поддержки и утешения, он всегда открыт к общению с народом. За каждым богослужением Святейший Патриарх обращается к молящимся с поучениями и наставлениями, призывая к сохранению веры православной, к созиданию христианской любви, делам милосердия, миру, терпению и общественному согласию. Помимо патриарших проповедей в соборе регулярно звучат проповеди соборного духовенства, а также клириков других московских храмов.

Богоявленский собор имеет еще одну особенность — почти все архиерейские хиротонии совершаются здесь. Десятки ставленников во епископы именно под сводами Богоявленского собора произносят слова при наречении, принародно исповедуют верность православным канонам и традициям, с молитвой припадают к Святому Престолу, слышат громогласное «Аксиос» («Достоин»), внимают мудрым, отеческим наставлениям Святейшего Патриарха перед предстоящим архипастырским служением. От святынь Богоявленского кафедрального собора начинается их нелегкое и весьма ответственное служение Церкви и вверяемой их окормлению пастве. Нередко здесь же совершаются рукоположения во диаконский и священнический сан.

В1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути из Петербурга в Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев они находились в Богоявленском соборе. 'Их торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих — каждый стремился если не прикоснуться, то хотя бы увидеть издалека раку со святыми мощами столь почитаемого на Руси подвижника веры Христовой. В послереволюционные годы к глубокому прискорбию православных людей мощи преподобного Серафима Саровского были сокрыты от народа, и многие потеряли надежду их когдалибо увидеть. Но свершилось чудо — Господь даровал радость их второго обретения.

Таким же духовно значимым событием стало второе обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского в 1992 году. Его честные мощи пребывали в Богоявленском соборе в период перенесения их из Петербурга в Белгород.

В тревожные дни октября 1993 года в Богоявленском кафедральном соборе православный народ молился о спасении державы Российской. 3 октября в собор была принесена одна из величайших святынь земли Русской — чудотворный образ Владимирской иконы Бо-жией Матери. Трудно описать то молитвенное настроение, с которым встречали этот образ Владычицы Небесной. Незабываемы слезы коленопреклоненных людей, с мольбой обращавшихся к Заступнице Усердной всего рода христианского, Хранительнице Всероссийской. В тот день православный народ, как и во все времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери, и Она не допустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями, пастырями горячо молился у Престола Божия и у чудотворной иконы Божией Матери о спасении Отечества, и молитва всей полноты Всероссийской Церкви была услышана.

Поистине историческим и знаменательным явилось пребывание в Москве честной главы святого великомученика и целителя Пантелеймона. По просьбе Святейшего Патриарха Алексия II в 1996 году мощи столь почитаемого в России угодника Божия были перенесены из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне в Первопрестольный град, где и находились в течение нескольких месяцев в различных храмах и монастырях. В Богоявленском соборе честные мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона покоились дважды — в начале и в конце их пребывания в Москве. Миллионы паломников из различных городов и сел Святой Руси, из Сибири и Дальнего Востока, с севера и юга, даже из других стран безропотно отстаивали по десять и более часов, чтобы поклониться этой святыне. Врата собора не закрывались тогда ни днем, ни ночью: поток верующих беспрерывно выражал в молитве восторженные чувства пред подвигом во имя Христа великого святого целителя Пантелеймона. Время проходит быстро, но оно не властно над той благодатью, которая снизошла на собор по воле Божией от нетленных мощей великомученика Пантелеймона.

К духовной жизни собора, несомненно, относится и забота его священнослужителей о подрастающем поколении. Одной из первых в Москве воскресная школа открылась именно в приходе Богоявленского собора. Уже не один год воспитанники ее принимают участие в торжественных богослужениях, поздравлениях Святейшего Патриарха, Рождественских славлениях.

Собор открыт ежедневно. Ежедневно в нем совершаются богослужения, возносятся молитвы «о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие, о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Бо-жиих Церквей и соединении всех». Каждый человек может прийти в собор, помолиться, зажечь свечу, принести к алтарю свои радости и печали. Десятки тысяч верующих приходят сюда в храмовый престольный праздник Святого Богоявления и Крещения Господня за освященной крещенской водой.

С 1991 по 2001 года из Богоявленского кафедрального собора велись прямые трансляции торжественных Пасхальных и Рождественских богослужений, совершаемых Святейшим Патриархом Алексием II. Благодаря телевидению Патриарший собор из Московского на время превращается во Всероссийский. Во всех уголках нашей страны, и даже зарубежом, люди, не имеющие возможности по болезни, старости, удаленности от храмов побывать на праздничной службе, могут духовно сопереживать радость великих православных праздников. Учитывая это обстоятельство, Святейший Патриарх перед началом ночных богослужений обращается со специальным приветствием к телезрителям и радиослушателям. Эта, может быть, не совем традиционная форма православного свидетельства, дает возможность Церкви проявлять пастырскую заботу о тех, кто лишен радости непосредственного участия в общей церковной молитве.