В прошлом году исполнилось 150 лет со дня его освящения Митрополитом Московским и Коломенским, Святителем Филаретом (Дроздовым). Событие значительное, но оно практически прошло незамеченным…
Богоявленский Кафедральный собор в Елохове стал свидетелем многих церковно-исторических событий. Он и его святые реликвии не раз спасал наше Отечество. В свою очередь немало сынов-патриотов России, великих и безвестных, рисковали жизнями ради сохранения храма.
Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. "Елох", "елоха", по словарю Даля, – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще "ольхой" в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.
Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа "новопостроенной".
В 1712-1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич.
После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм. Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот "холодный" Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам. "Сего же 1837 года мая 21 дня, – записано в клировой ведомости, – настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному". Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792 – 1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка. На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулись сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.
Треть от всей затраченной на строительство суммы (200 тысяч рублей) покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов. Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений. На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня – будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.
После Октябрьской революции храм, слава Богу, не закрыли. Собор неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Белавин). 7 апреля 1925 года прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения – но пришла весть о внезапной кончине Патриарха.
В феврале 1935 года Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе… один из крупнейших кинотеатров Москвы. К счастью, этому сатанинскому делу не суждено было сбыться. После разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Елоховский храм свою кафедру.
В июне 1941 года именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв предстоятеля Русской православной церкви митрополита Сергия встать на защиту священных рубежей Отчизны. Об этом ярко рассказал в своем очерке "Церковь против Гитлера" Валерий Ганичев в книге "Державница". Калининград, 1999). 8 сентября 1943 года на архиерейском Соборе митрополит Сергий был избран патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации – восшествия на патриарший престол. К сожалению, жить ему оставалось уже недолго. Святейший патриарх Сергий погребен в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года. Над его могилой в 1948 году было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.
Главные святыни Богоявленского собора – мощи Святителя Алексия (1293 – 1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого Октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе Патриарха Алексия и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Святитель Алексий неустанно трудился по объединению Руси и сохранению в ней вероисповедного единства, способствовал укреплению Москвы и сплочению вокруг нее всей Руси. Он заботился о духовном укреплении паствы, утверждении мира и любви в родной земле… Все это так важно и необходимо и для нынешней России.
Чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы – один из первых списков с образа Божией Матери – перенесен в собор в 1935 году, когда разрушили храм в Дорогомилове. Во время Великой Отечественной митрополит Сергий молился перед этим чудотворным образом о даровании Победы нашему народу и Отечеству. Когда враг подошел к Москве, в столице был проведен крестный ход с Казанским образом Пресвятой Богородицы. После него наметился перелом в борьбе с фашистами.
Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.
Согласно храмовому преданию, протопресвитер Николай Колчицкий в 1945 году привез из Иерусалима и установил в храме, в отдельном киоте, образ Божией Матери "Взыскание погибших", неизменно привлекающий верующих для поклонения.
Здесь находится кафедра правящего епископа Москвы – Святейшего Патриарха Алексия II. Святейший Владыка возглавляет богослужения в праздничные и памятные дни.
Богоявление… С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения, праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней", спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Для этого в храмах освящали воду. Отсюда исходит традиция Великого Водосвятия (Водоосвящения), совершаемого в православных храмах в навечерие крещенского сочельника.
По материалам сайта www.russedina.ru